1 Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения предмета «Труд (технология)» на уровне начального общего образования с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с ЗПР и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предмета «Труд (технология)». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Труд (технология) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Труд (технология)» с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития начальных классов. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании 2 отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы. Изучение предмета «Труд (технология)» представляет значительные трудности для обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей: - незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых усилий при начале работы над изделием; - отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии; - недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа, сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе; импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству получаемого изделия, недовольству полученным результатом; - нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом; - медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и упражнений для их закрепления. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. 3 В курсе предмета «Труд (технология)» осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы обучающимися с ЗПР. Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение простых форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции. Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Важнейшая особенность уроков труда (технологии) в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста. Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с задержкой психического развития, формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: − формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; − становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; − формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, 4 эскиз, схема); − формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Коррекционно-развивающие задачи: − развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; − расширение кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; − развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; − развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности. Воспитательные задачи: − воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; − развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; − воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; − становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; − воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» В В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Труд (технология)» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Труд (технология)» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме 1 учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 5 классах обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Труд (технология)», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе). 1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Труд (технология)», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках труда (технологии) этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными. Основные модули курса «Труд (технология)»: 1. 2. 3. 4. Технологии, профессии и производства. Технологии ручной обработки материалов: − технологии работы с бумагой и картоном; − технологии работы с пластичными материалами; − технологии работы с природным материалом; − технологии работы с текстильными материалами; − технологии работы с другими доступными материалами 1. Конструирование и моделирование: − работа с «Конструктором»*2; − конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов; − робототехника*. Информационно-коммуникативные технологии*. 1 Например, пластик, поролон, фольга, солома и др. Звёздочками отмечены модули, которые реализуются с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации. 2 6 1 КЛАСС (33 ч) Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)3 Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч) Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) 3 Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в рабочих программах педагогов. 7 Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости). Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч) Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); − воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); − анализировать с помощью учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку. − Работа с информацией: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; − учиться понимать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить под руководством учителя работу в соответствии с ней. − Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно относится к одноклассникам; − строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном уровне. − Регулятивные УУД: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; − действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника; − организовывать под руководством учителя свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём − 8 порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы. Совместная деятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; − принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. − 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 ч) Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)4 Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч) Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной 4 Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в авторских курсах предмета. 9 работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон. Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/ замысла. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч) Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) 10 Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); − воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); − анализировать под руководством учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции с опорой на образец. Работа с информацией: − воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; − понимать и анализировать с помощью учителя простейшую знаковосимволическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: − участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; − строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном для обучающегося с ЗПР уровне. Регулятивные УУД: − принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; − действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника; − понимать критерии оценки качества работы; − организовывать свою деятельность под руководством учителя: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы. Совместная деятельность: − проявлять положительное отношение к включению в совместную 11 работу, к простым видам сотрудничества; − принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В результате изучения предмета «Труд (технология)» в начальной школе у обучающегося с задержкой психического развития будут сформированы следующие личностные новообразования: − первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; − проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; − проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными проблемами; − готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в начальной школе у обучающегося с задержкой психического развития формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях на доступном уровне; − осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков с опорой на план; − сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; − использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной 12 практической творческой деятельности; − использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей; − понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: − осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её по предложенному плану; − анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; − использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом); − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: − вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; − создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; − строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; − объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: − организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); − выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; − планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с опорой на план; − устанавливать простые причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать под 13 руководством учителя действия для получения необходимых результатов; − выполнять действия контроля и оценки; − проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: − организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; − проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости помощь; − понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся с задержкой психического развития научится: − организовывать свой труд под руководством учителя: подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; − знать правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; − знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; − знать наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством учителя доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; − ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; − выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток и др.; − оформлять изделия строчкой прямого стежка; − иметь представление о смысле понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», 14 «конструирование», «аппликация»; − выполнять задания с опорой на готовый план; − рассматривать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); − иметь представление о изученных видах материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойствах (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); − называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; − выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; − с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; − иметь представление о простейших видах технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся с задержкой психического развития научится: − организовывать свой труд под руководством учителя: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; − применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; − действовать под руководством учителя по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); − определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; − определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством учителя доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; − ориентироваться в наименованиях основных технологических 15 операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; − выполнять под руководством учителя разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.; − оформлять изделия строчкой прямого стежка; − понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; − выполнять задания с опорой на готовый план; − обслуживать себя во время работы под руководством учителя: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда; − рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления; − распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); − называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; − различать материалы и инструменты по их назначению; − знать и выполнять последовательность изготовления несложных изделий с опорой на план, схему: разметка, резание, сборка, отделка; − выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка с опорой на образец; − использовать под руководством учителя для сушки плоских изделий пресс; − с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; − иметь представление о разборных и неразборных конструкциях несложных изделий; 16 − понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; − осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; − выполнять несложные коллективные работы проектного характера. 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Тематические модули 1. Технологии, профессии и производства (6 ч) 2. Технологии ручной обработки материалов (15 ч): — технологии работы с бумагой и картоном Основное содержание Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, сборка изделия. Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в Основные виды деятельности обучающихся Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями. Подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы под руководством учителя. Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя. Иметь представление об особенностях технологии изготовления изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя. Понимать основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике (рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия, отделка. Знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами. Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее место под руководством учителя. Соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями. Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон и др.). Под руководством учителя наблюдать свойства бумаги (состав, цвет, прочность). Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, 18 — технологии работы с пластичными материалами зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы. Читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя. Учиться планировать свою деятельность с опорой на предложенный план в учебнике, рабочей тетради, под руководством учителя. Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) по шаблону с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами. Иметь общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий. Под руководством учителя собирать плоскостную модель. С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с пластическими массами, правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее место под руководством учителя. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практической работе. Наблюдать свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность. Рассматривать образцы, варианты выполнения изделий, природные формы — прообразы изготавливаемых изделий. Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы. Выполнять лепку, используя различные способы лепки: конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из целого куска) и комбинированный. Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материалами (сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др.). Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать деталям нужную форму. 19 — технологии работы с природным материалом — технологии работы с текстильными материалами Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина или другой пластической массы). Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использовать пластические массы для соединения деталей. Выполнять формообразование деталей скатыванием, сплющиванием, вытягиванием, раскатыванием и др. Изготавливать изделия по образцу, инструкции. Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материалом, правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее место. Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем. Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.). Понимать особенности работы с природными материалами. Изготавливать изделие с опорой на рисунки. Выполнять практические работы с природными материалами (засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции. Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов (точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки). Узнавать, выполнять технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств. Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение и др. Выполнять изделия с использованием различных природных материалов. Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами, правильно размещать инструменты и материалы. Убирать рабочее место под руководством учителя. Под руководством учителя применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, иглой и др. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, булавки, ножницы. 20 3. Конструирование и моделирование (10 ч): — конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов 4. Информационнокоммуникативные технологии* (2 ч) Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости). Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Знать строение иглы, применять правила хранения игл и булавок. Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение. Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками. Выполнять подготовку нитки и иглы к работе: завязывание узелка, использование приёмов отмеривания нитки для шитья, вдевание нитки в иглу. Выполнять прямую строчку стежков. Узнавать, выполнять технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств. Выполнять строчку прямого стежка. Изготавливать изделия на основе прямой строчки стежков. Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; Изготавливать простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости). Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Определять с помощью учителя порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла. Анализировать с помощью учителя готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях. 21 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Тематические модули 1. Технологии, профессии и производства (6 ч) 2. Технологии ручной обработки материалов (15 ч): Основное содержание Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции Основные виды деятельности обучающихся Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями. Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты под руководством учителя; поддерживать порядок во время работы. Изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий. Формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений. Рассматривать возможности использования, применения изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др. людьми разных профессий. Понимать об особенностях технологии изготовления изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя. Понимать основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике (рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия, отделка. Приводить примеры традиций и праздников народов России, ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми материалами и производствами. Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место. 22 — технологии работы с бумагой и картоном ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части Соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями. Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон и др.), использовать их в практической работе. Под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность). Читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя. Под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу. Учиться планировать свою деятельность с опорой на предложенный план в учебнике, рабочей тетради, под руководством учителя. Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять выделение деталей способами обрывания, вырезания; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами; выполнять отделку изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.) с опорой на образец. Анализировать с помощью учителя декоративно-художественные 23 (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон. — технологии работы с пластичными материалами возможности разных способов обработки бумаги, например вырезание деталей из бумаги и обрывание пальцами. В ходе беседы с учителем понимать смысл понятий «конструирование», «изделие», «деталь изделия», «образец». Рассматривать и анализировать под руководством учителя простые по конструкции образцы; анализировать под руководством учителя простейшую конструкцию изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения. Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий. Под руководством учителя собирать плоскостную модель, объяснять способ сборки изделия с опорой на план, графическую схему. С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с пластическими массами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место под руководством учителя. Применять правила безопасной и аккуратной работы со стекой. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практической работе. Наблюдать и называть свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность. Использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при отделке изделия или его деталей. Рассматривать и анализировать под руководством учителя образцы, варианты выполнения изделий, природные формы — прообразы изготавливаемых изделий. Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы и подписи к ним. Выполнять лепку, используя различные способы лепки: конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из целого куска) и комбинированный. Использовать при лепке приёмы работы с пластичными 24 Виды природных материалов (плоские — технологии работы с природным материалом; — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина или другой пластической массы). материалами (сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др.). Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать деталям нужную форму. Использовать приёмы выделения деталей стекой и другими приспособлениями. Использовать пластические массы для соединения деталей. Выполнять формообразование деталей скатыванием, сплющиванием, вытягиванием, раскатыванием и др. Изготавливать изделия по образцу, инструкции. Изготавливать конструкцию по слайдовому плану и/или заданным условиям. Создавать простые фронтальные и объёмные композиции из пластичных материалов с использованием освоенных технологий и правил. Осваивать умение работать в группе — изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию. Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материалом, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место. Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем. Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.). Осознавать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству. Отбирать природный материал в соответствии с выполняемым изделием. Называть известные деревья и кустарники, которым принадлежит собранный природный материал. Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их форме с опорой на образец. Видеть соответствие 25 представление о тканях — технологии работы с Общее (текстиле), их строении и свойствах. текстильными Швейные инструменты и материалами приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. форм природного материала и известных геометрических форм. Сравнивать с опорой на образец природные материалы по цвету, форме, прочности. Понимать особенности работы с природными материалами. Использовать для подготовки материалов к работе технологии сушки растений под руководством учителя. Изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним. Выполнять практические работы с природными материалами (засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции. Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов (точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки). Узнавать, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств. Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение и др. Выполнять изделия с использованием различных природных материалов. Использовать природный материал для отделки изделия. Применять правила и технологии использования природных форм в декоративно-прикладных изделиях. Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте. Убирать рабочее место под руководством учителя. Под руководством учителя применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, иглой и др. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, булавки, ножницы. Иметь представление о видах швейных приспособлений, видах игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила 26 3. Конструирование и моделирование (10 ч): — конструирование и моделирование из бумаги, Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях хранения игл и булавок. Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение. Исследовать под руководством учителя строение (переплетение нитей) и общие свойства нескольких видов тканей (сминаемость, прочность), сравнивать виды тканей между собой и с бумагой. Определять с помощью учителя лицевую и изнаночную стороны ткани. Выбирать виды ниток в зависимости от выполняемых работ и назначения. Отбирать инструменты и приспособления для работы с текстильными материалами. Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками. Знать понятия «игла — швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок», понимать назначение иглы. Использовать приём осыпания края ткани, выполнять варианты строчки прямого стежка (перевивы «змейка», «волна», «цепочка»). Узнавать, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств. Использовать различные виды строчек, стежков в декоративных работах для (отделки) оформления изделий. Выполнять разметку линии строчки мережкой. Выполнять выделение деталей изделия ножницами. Расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия. Понимать значение и назначение вышивок. Изготавливать изделия на основе вышивки строчкой прямого стежка. Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать под руководством учителя конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения с помощью учителя; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме. 27 картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов 4. Информационнокоммуникативные технологии* (2 ч) из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/ необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла. Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. Изготавливать объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости), рисунку. Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Определять с помощью учителя порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла. Анализировать с помощью учителя готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях. Выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Раздел 1. Технологии, профессии и производства 1.1 Природное и техническое окружение человека. Мир профессий. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами Итого по разделу 4 4 Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование 2.1 Природные материалы. Свойства. Технологии обработки. Способы соединения природных материалов 4 28 2.2 Композиция в художественно-декоративных изделиях 2 2.3 Пластические массы. Свойства. Технология обработки. Получение различных форм деталей изделия из пластилина. Мир профессий 4 2.4 Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги. Мир профессий 1 2.5 Картон. Его основные свойства. Виды картона. 1 2.6 Сгибание и складывание бумаги 3 2.7 Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона ножницами. Понятие «конструкция». Мир профессий 3 2.8 Шаблон – приспособление. Разметка бумажных деталей по шаблону 5 2.9 Общее представление о тканях и нитках. Мир профессий 1 2.10 Швейные иглы и приспособления 1 2.11 Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка 3 2.12 Выставка работ. Итоговое занятие 1 Итого по разделу 29 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 0 29 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всего 1 Мир вокруг нас (природный и рукотворный) 1 2 Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде) 1 3 Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи 1 4 Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания 1 5 Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и способы их засушивания 1 6 Семена разных растений. Составление композиций из семян 1 7 Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них 1 8 Способы соединения природных материалов 1 9 Понятие «композиция». Центровая композиция. Точечное наклеивание листьев. 1 10 «Орнамент». Разновидности композиций, Композиция в полосе 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 30 11 Материалы для лепки (пластилин, пластические массы). Свойства пластических масс 1 12 Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» 1 13 Формообразование деталей изделия из пластилина 1 14 Объемная композиция. Групповая творческая работа – проект 1 15 Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги 1 16 Картон. Его основные свойства. Виды картона 1 17 Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление композиций из несложной сложенной детали) 1 18 Сгибание и складывание бумаги (Основные формы оригами и их преобразование) 1 19 Складывание бумажной детали гармошкой 1 20 Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования 1 21 Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной линиям 1 22 Резаная аппликация 1 23 Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону 1 24 Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги 1 31 25 Преобразование правильных форм в неправильные 1 26 Составление композиций из деталей разных форм 1 27 Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона 1 28 Общее представление о тканях и нитках 1 29 Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка 1 30 Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани) 1 31 Строчка прямого стежка, ее варианты – перевивы 1 32 Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого стежка 1 33 Выставка работ. Итоговое занятие 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 0 При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 32