MIIHIaC TEp CTB O IIP O CBE IIIEH vrfl P O CCIlfr CKOfr op4EPAIIIIU
MuuucrepcrBo o6pasonaHuq n MoJroAe?I(nofi nonurrrKrl CnepAnoncnoft
o6lacru
IEOy
CO
o6rerraHenu-f,
IIIIMCII)
202sr.
<<
SD>>
202sr.
PAEOIIA-fl TIPOTPAMMA
yue6uOro [peAMeTa <>
MoAyJrb <)
4 xsncc
Bepxnufi Taru"l 2023
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по ОРКСЭ - модуль «Основы светской
этики» рассчитан на детей обучающихся по АООП НОО ОВЗ для детей с задержкой
психического развития (ЗПР), на основе общеобразовательной программы «Школа
России». Адаптированная рабочая программа по ОРКСЭ - модуль «Основы светской
этики» для 4 класса разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273
ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 286)
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598)
Авторской программой «Основы религиозных культур и светской
этики»модуль «Основы светской этики» А. И. Шемшуриной. 4 класс: пособие для
учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020 г.
Адаптированной основной образовательной программой ГБОУ СО
«Верхнетагильский Центр ППМСП»;
Учебным планом ГБОУ СО «Верхнетагильский Центр ППМСП» на 20232024 учебный год;
Программой воспитания ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП».
Рабочая программа ориентирована на учебник «Основы религиозных культур и
светской этики»модуль «Основы светской этики» А. И. Шемшуриной за 4 класс.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения светской этики, которые определены ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ (Положение ФГОС НОО №7 обучающихся с ОВЗ).
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации, предусматривает обязательное изучение курса
«Основы светской этики» на этапе начального общего образования в 4 классе в объёме
34 часов (1час в неделю).
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год
рабочая программа рассчитана на преподавание курса «Основы светской этики» в 4 классе
в объеме 1 час в неделю (34 часа в год). В связи с фактическим количеством учебных
дней, с учетом календарного учебного графика, расписания занятий 4 класса,
планирование составлено на 34 часа.
Актуальность курса – это реализация идей обновленного стандарта образования:
1. Основана на развитии уважительного отношения к основным мировым
культурам: православной культуре, исламской культуре, иудейской культуре, буддийской
культуре. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только
предметные умения, но и
универсальные учебные действия: познавательные,
коммуникативные, регулятивные.
2. Методический аппарат учебников предлагает учителю возможные варианты
организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа парами, в группе,
индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ.
3. Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать
у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель,
наблюдения, опыт, энциклопедия, Интернет и др.
4. Учебное содержание представлено отдельными модулями.
5. Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности
позволяет реализовать идеи развивающего обучения.
6. Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать
деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются.
7. Достаточное внимание уделено формированию знаний и умений, которые
необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни.
8. Особое внимание уделено формированию логических операций: анализу,
сравнению, обобщению, классификации.
9. Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию
природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию
полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную
деятельность и др.
Новизна: весь программный материал представляется модулями. Система заданий
сформирована с учётов возрастных, психофизиологических и индивидуальных
особенностей восприятия основ религиозной культуры и светской этики младшими
школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного,
продуктивного, творческого, - что даёт возможность учителю варьировать
индивидуальную нагрузку.
Значимость: программа оказывает положительное влияние на развитие и обучение
младших школьников. Создаёт условия для развития личности школьника, способствует
индивидуализации и дифференциации обучения, повышает интерес к предмету,
познавательную активность, творческое отношение к учебной деятельности школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие
доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению
этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе
освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по
вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных
связей между этическими феноменами,
строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых
этических категорий.
Коммуникативные
адекватно использовать речевые средств и средства информационнокоммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,
осознанного построения речевых высказываний и высказывания
собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести
диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную нравственную позицию.
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь
договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее
реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе
оценки и учета характера ошибок
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере
освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями
Предметные результаты:
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы
религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре,
истории и современности России;
осознавать ценности человеческой жизни.
Содержание курса «Основы светской этики»
Введение.
Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни человека
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в
окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее
культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой
человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия
«доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики.
Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как
потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.
Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения.
Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От
доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе.
Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2. Этикет
Тема 1. Премудрости этикета
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения.
История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные
условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета.
Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы
разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания.
Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и
особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная
выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики.
Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств
в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и
особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное
отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно
понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с
Родиной.
Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине.
Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия
«патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание
себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять
радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в
его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
Тема 1. Чтобы быть коллективом...
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы
коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизне-
деятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в
коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.
Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие,
достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в
коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение,
самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него.
Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Тема 4. Скажи себе сам
Итоговое творческое сочинение
Введение.
Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых
нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и
особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.
Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм
нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 1. Простые нравственные истины
Тема 1. Жизнь священна
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная
истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость.
Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни.
Жизнь и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 2. Человек рождён для добра
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как
учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок.
Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 3. Милосердие — закон жизни
Значимость и взаимосвязь этических
«сострадание», «милосердие», «участие».
понятий
«сочувствие»,
«сопереживание»,
Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные
истины милосердия.
Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие,
благодарность.
Тема 4. Жить во благо себе и другим
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования
нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями
различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к
любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия:
тактичность.
благо,
искренность,
доброжелательность,
справедливость,
Раздел 2. Душа обязана трудиться
Тема 1. Следовать нравственной установке
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как
нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и
необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в
нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир
собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие
нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное
следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания
другого человека.
Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание
родителей, забота о младших, слабых.
Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей.
Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность,
гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека.
Гуманизм как этический принцип отношений.
Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как
контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда
должны быть не во вред
другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости
как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В
основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики
поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер
Тема 1. Общение и источники преодоления обид
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в
поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится
источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?
Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового
опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность,
воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта
поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения.
Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя.
Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния
между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование
привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Тема 3. Доброте сопутствует терпение
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора.
Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со»
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть
этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в
совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку.
Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 4. Судьба и Родина едины
Тема 1. С чего начинается Родина...
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и
«Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной
песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые
оттенки этой связи.
Значение лада в семье. Простые правила его сохранения.
Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин —
сын Отечества, его защитник.
Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь,
служение, долг.
Тема 3. Человек — чело века
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте
поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.
Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность,
мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе
Итоговое творческое сочинение
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Всего часов
1
Введение.
2
2
Этика общения
4
3
Этикет
4
4
Этика человеческих отношений
4
5
Этика отношений в коллективе
4
6
Простые нравственные истины
4
7
Душа обязана трудиться
4
8
Посеешь поступок — пожнёшь характер
4
9
Судьба и Родина едины
4
ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование раздела,
п/
темы
п
Раздел 1 Введение (2 ч.)
1
2
Этика
–
наука
о
нравственной
жизни
человека
Этика
–
наука
о
нравственной
жизни
человека
Раздел 2 Этика общения (4 ч.)
3 Добрым жить на свете
веселей
Кол
-во
час
1ч
1ч
1ч
Планируемые результаты
Дата
Виды контроля
Предметные
УУД
Личностные
Овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели
и
задачи
учебной
деятельности,
поиска средств
её
осуществления;
освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера
Развитие
этических
чувств
как
регулятора
морального
поведения;
воспитание
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
Работа с текстом. Осознание
Самостоятельно
Умение рассказывать ценности
формулировать
нравственности
цели урока после
духовности
в предварительног
человеческой
о обсуждения;
жизни
анализировать
полученную
информацию,
Развитие
этических
чувств
как
регулятор
морального
поведения;
воспитание
доброжелатель
Работа с текстом. Знакомство
с
Ответы на вопросы
основными
нормами светской
поРабота с текстом. морали,
нимание
их
Ответы на вопросы
значения
в
выстраивании
конструктивных
отношений
в
семье и обществ
Примеча
ние
4
Правила общения для всех
1ч
Работа с текстом. Знакомство
с
Ответы на вопросы
основными
нормами светской
морали,
понимание
их
значения
в
выстраивании
конструктивных
отношений
в
семье и обществе
5
От добрых правил –
добрые слова и поступки.
1ч
Работа с текстом.
Умение рассказывать
Осознание
ценности
нравственности
духовности
человеческой
жизни
делать выводы ности
и
на
основе эмоциональнообобщений
нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других людей
Готовность
Развитие
слушать
навыков
собеседника
и сотрудничества
вести
диалог; со взрослыми и
готовность
сверстниками в
признавать
разных
возможность
социальных
существования
ситуациях,
различных точек умения
не
зрения и права создавать
каждого иметь конфликтов и
свою
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Осуществлять вз Развитие
аимный
мотивов
контроль
в учебной
совместной
деятельности и
деятельности;
формирование
адекватно
личностного
оценивать
смысла учения
собственное
поведение
и
поведение
6
Каждый интересен
1ч
Раздел 3Этикет (4 ч.)
7 Премудрости этикета
1ч
Красота этикета
1ч
8
окружающих;
уметь
вести
диалог
о
значении добрых
слов и поступков
Работа с текстом. Формирование
Определение
Ответы на вопросы
первоначальных
общей цели и
представлений о путей
её
светской этике, её достижения;
роли в культуре формирование
России
умения
договариваться
о
распределении
функций и ролей
в
совместной
деятельности
Работа с текстом. Осознание
Овладение
Объяснять понятия
ценности
способностью
нравственности
принимать
и
духовности
в сохранять цели
человеческой
и
задачи
жизни
учебной
деятельности,
поиска средств
её
осуществления
Работа с текстом. Формирование
Овладение
Объяснять понятия
первоначальных
способностью
представлений о принимать
и
светской этике, её сохранять цели и
роли в культуре задачи учебной
Формирование
уважительного
отношения
к
иному мнению,
истории
и
культуре
других народов
Развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и
за
свои
поступки
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
России
9
Простые школьные и
домашние
правила
этикета
1ч
Работа с текстом. Знакомство
с
Ответы на вопросы
основными
нормами светской
морали,
понимание
их
значения
в
выстраивании
конструктивных
отношений
в
семье и обществе
10
Чистый
речи
1ч
Работа с текстом. Осознание
Ответы на вопросы
ценности
человеческой
жизни
ручеёк
нашей
деятельности, а
также находить
средства
её
осуществления
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им
Овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели
и
задачи
учебной
деятельности,
поиска средств
её
осуществления;
освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера
Готовность
слушать
собеседника;
определение
общей цели и
путей
её
достижения;
формирование
умения
Развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Формирование
уважительного
отношения
к
иному мнению,
истории
и
культуре
других народов
договариваться
о
распределении
функций и ролей
в
совместной
деятельности
Раздел 4Этика человеческих отношений (4ч.)
В развитии добрых
1ч
11
чувств- творение души
12
Природа – волшебные
двери к добру и доверию.
1ч
Работа с текстом. Формирование
Ответы на вопросы
первоначальных
представлений о
нравственности,
основанной
на
свободе совести и
вероисповедания,
духовных
традициях народов
России; осознание
ценности
человеческой
жизни
Работа с текстом. Формирование
Ответы на вопросы
первоначальных
представлений о
нравственности,
основанной
на
свободе совести и
вероисповедания,
духовных
традициях народов
России
Овладение
способностью
принимать
и
охранять цели и
задачи учебной
деятельности;
адекватно
оценивать
поведение свое и
окружающих
Развитие
этических
чувств;
воспитание
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
другим людей
Осуществлять вз Принятие
и
аимный
освоение
контроль
в социальной
совместной
роли
деятельности,
обучающегося,
адекватно
развитие
оценивать
мотивов
собственное
учебной
поведение
и деятельности и
поведение
формирование
окружающих
личностного
смысла учения
13
Чувство Родины
14
Жизнь протекает среди
людей
1ч
1ч
Раздел 5 Этика отношений в коллективе.(4 ч.)
15 Чтобы быть коллективом 1ч
Работа с текстом. Формирование
Объяснять понятия
первоначальных
представлений о
нравственности,
основанной
на
свободе совести и
вероисповедания,
духовных
традициях народов
России
Работа с текстом. Знакомство
с
Ответы на вопросы. основными
Объяснять понятия
нормами светской
морали,
понимание
их
значения
в
выстраивании
конструктивных
отношений
в
семье и обществе
Работа с текстом. Знакомство
с
Ответы на вопросы
основными
нормами светской
морали,
понимание
их
значения
в
выстраивании
Определение
общей цели и
путей
её
достижения;
формирование
умения
договариваться
о
распределении
функций и ролей
в
совместной
деятельности
Определение
общей цели и
путей
её
достижения;
формирование
умения
договариваться
о
распределении
функций и ролей
в
совместной
деятельности
Формирование
уважительного
отношения
к
иному мнению,
истории
и
культуре
других народов
Осуществлять вз
аимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
Принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
Развитие
этических
чувств;
воспитание
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
другим людей
конструктивных
собственное
отношений
в поведение
семье и обществе
поведение
окружающих
16
Коллектив начинается с
меня.
1ч
Работа с текстом. Готовность
Ответы на вопросы
к
нравственному
духовному
саморазвитию
17
Мой класс- мои друзья.
Презентации. Проекты
1ч
Работа с текстом. Готовность
Ответы на вопросы
к
нравственному
духовному
саморазвитию
учебной
и деятельности и
формирование
личностного
смысла учения
Определение
Развитие
общей цели и самостоятельно
путей
её сти и личной
достижения;
ответственност
формирование
и
за
свои
умения
поступки
договариваться
о
распределении
функций и ролей
в
совместной
деятельности
Осуществлять вз
аимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих
Развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и
за
свои
поступки, в том
числе
в
информационн
ой
деятельности,
на
основе
представлений
о нравственных
нормах,
18
Ежели душевны вы и к
этике не глухи.
1ч
социальной
справедливости
и свободе
Работа с текстом. Формирование
Осуществлять вз Развитие
Ответы на вопросы. первоначальных
аимный
этических
Объяснять понятия
представлений о контроль
в чувств,
светской этике, её совместной
доброжелатель
роли в культуре деятельности,
ности
и
России; становлен адекватно
эмоциональноие
внутренней оценивать
нравственной
установки
собственное
отзывчивости,
личности
поведение
и других людей и
поступать
поведение
сопереживания
согласно
своей окружающих
им
совести
Раздел 6 «Простые нравственные истины» (4 ч.)
Жизнь священна
1ч
Работа с текстом. Знание,
19
Ответы на вопросы
понимание
о
нравственности,
основанной
на
свободе совести и
вероисповедания,
духовных
традициях народов
России
Готовность
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою, излагать
своё мнение и
аргументировать
свою
точку
зрения
Развитие
этических
чувств
как
регулятора
морального
поведения;
воспитание
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
20
Человек рождён для добра 1ч
Работа с текстом. Осознание
Ответы на вопросы
ценности
человеческой
жизни
21
Милосердие – закон
жизни.
1ч
Работа с текстом. Формирование
Ответы на вопросы. представлений о
Объяснять понятия
нравственности,
основанной
на
свободе совести и
вероисповедания,
духовных
традициях народов
России
22
Жить во благо себе и
другим
1ч
Работа с текстом. Осознание
Ответы на вопросы
ценности
человеческой
жизни
Формирование
умений
планировать,
контролировать
и
оценивать
ученые действия
в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации;
адекватно
оценивать
поведение своё и
окружающих
Определение
общей цели и
путей
её
достижения,
умения
договориться о
распределении
ролей
совместной
деятельности
Овладение
навыками
смыслового
чтения текста;
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог;
Развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и
за
свои
поступки
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
излагать
своё других людей и
мнение
и сопереживания
аргументировать им
свою
точку
зрения и оценку
событий
Раздел 7 «Душа обязана трудиться» (4 ч.)
Следовать нравственной 1ч
23
установке
24
Достойно жить среди
людей
1ч
Работа с текстом. Осознание
Готовность
Ответы на вопросы
ценности
слушать
нравственности
собеседника,
духовности
в вести
диалог,
человеческой
признавать
жизни
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную,
излагать
своё
мнение
и
аргументировать
свою
точку
зрения и оценку
событий
Работа с текстом. Осознание
Умение осущест
Ответы на вопросы
ценности
влять взаимный
нравственности
контроль
в
духовности
в совместной
человеческой
деятельности,
жизни
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им
Развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и
за
свои
поступки
поведение
окружающих
25
Уметь понять и простить
1ч
26
Простая этика поступков
1ч
Работа с текстом. Формирование
Ответы на вопросы. представлений
Объяснять понятия
нравственному
духовному
саморазвитию
Готовность
к слушать
собеседника,
вести
диалог,
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную;
излагать
своё
мнение
и
аргументировать
свою
точку
зрения и оценку
событий
Работа с текстом. Осознание
Определение
Ответы на вопросы
ценности
общей цели и
нравственности
пути
её
духовности
в достижения,
человеческой
умение
жизни
договориться о
распределении
ролей
в
совместной
деятельности;
адекватно
оценивать
поведение свое и
Развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и
за
свои
поступки, в том
числе
в
информационн
ой
деятельности,
на
основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им
окружающих
Раздел 8 «Посеешь поступок – пожнёшь характер» (4 ч.)
Общение и источники
1ч
Работа с текстом. Осознание
Овладение
27
преодоления обид.
Ответы на вопросы
ценности
способностью
нравственности
принимать
и
духовности
в сохранять цели и
человеческой
задачи учебной
жизни
деятельности, а
также находить
средства
её
осуществления
28
Ростки нравственного
опыта поведения.
1ч
Работа с текстом. Осознание
Готовность
Ответы на вопросы
ценности
слушать
нравственности
собеседника,
духовности
в вести
диалог,
человеческой
признавать
жизни
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную,
излагать
своё
мнение
и
аргументировать
свою
точку
Развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Развитие
этических
чувств
как
регулятор
морального
поведения;
воспитание
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
зрения и оценку других людей
событий
29
Доброте сопутствует
терпение
1ч
Работа с текстом. Формирование
Ответы на вопросы
представлений о
нравственности,
основанной
на
свободе совести и
вероисповедания,
духовных
традициях народов
России
30
Действия с приставкой
«со».
1ч
Защита проектов
Знакомство
с
основными
нормами светской
морали,
понимание
их
значения
в
выстраивании
конструктивных
отношений
в
семье и обществе
Овладение
навыками
смыслового
чтения текста;
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог;
излагать
своё
мнение
и
аргументировать
свою
точку
зрения и оценку
событий
Формирование
умений
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации,
определять
наиболее
эффективные
способы
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им
Развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и
за
свои
поступки, в том
числе
в
информационн
ой
деятельности,
на
основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
достижения
результата;
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
Раздел 9 «Судьба и Родина едины» (4 ч.)
31 С чего начинается Родина 1ч
В тебе рождается патриот
и гражданин.
32
Человек – чело века.
1ч
Защита проектов
Защита проектов
Осознание
Овладение
ценности
способностью
нравственности
принимать
и
духовности
в сохранять цели и
человеческой
задачи учебной
жизни
деятельности, а
также находить
средства
её
осуществления;
адекватно
оценивать
поведение своё и
окружающих
Осознание
Готовность
ценности
слушать
нравственности
собеседника,
духовности
в вести
диалог,
человеческой
признавать
жизни
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную,
излагать
своё
и свободе
Развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им
33
34
Слово, обращённое к себе. 1ч
Обобщающий урок по
курсу. Творческая
мастерская
1ч
Защита проектов
Осознание
первоначальных
представлений о
светской этике, её
роли в культуре
России; становлен
ие
внутренней
установки
личности
поступать
согласно
своей
совести
Ответы на вопросы
Осознание
ценности
нравственности
духовности
в
человеческой
мнение
и
аргументировать
свою
точку
зрения и оценку
событий
Формирование
умений
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации,
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
Овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и
задачи учебной
Развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности
и
жизни
деятельности, а
также находить
средства
её
осуществления
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им