Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» ( ГБОУ СО « Верхнетагильский центр ППМСП» ) Отчет о результатах образовательной деятельности за 2020 – 2021 учебный год На 2020 – 2021 учебный год коллективом учреждения была поставлена цель образовательной деятельности - создание оптимальных условий для формирования и развития базовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, способствующих получению ими образования, социализации и адаптации в обществе. В основе процесса воспитания и развития обучающихся ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП" был положен системно-деятельностный подход, системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности: учебная, интеллектуальнопознавательная, коммуникативно-творческая, гражданско-патриотическая, экологическая, спортивно-оздоровительная. Для совершенствования образовательного процесса и обеспечение учебно- воспитательного процесса в ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП" организована методическая работа и контроль учебно-воспитательного процесса. Методическая работа – повышение потенциала и уровня профессионализма педагогических работников, освоение и внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Контроль учебно-воспитательного процесса - совершенствование учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития обучающихся, реализация их образовательного потенциала, учитывая индивидуальные особенности, интересы. Коррекционно-профилактическая работа – создание условий обеспечивающих коррекцию и компенсацию недостатков в психофизическом развитии обучающихся. Охрана жизни и здоровья – создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности. 1 1.Анализ результатов образовательной деятельности по организации начального общего образования На 2020 — 2021 учебный год были поставлены задачи: 1. Создание условий для получения начального общего образования и освоения адаптированной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития, умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО. 2. Организация коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего коррекцию и компенсацию недостатков в психофизическом развитии обучающихся, включающего всех субъектов образовательной деятельности (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов ГКОУ). 3. Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с лицензией в ГБОУ созданы условия для получения детьми начального общего образования, разработана и реализуется основная адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития, реализуются адаптированные программы для детей с умственной отсталостью для обучающихся на дому. В 2020 – 2021 учебном году количество обучающихся – 124 человека. Классов – 10, из них - по АООП в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: Вариант 7.1 - 1а, 2а, 3а,4а классы Вариант 7.2 — 1б, 1в, 2б, 3б, 4б, 4в классы 10 учащихся категории «дети-инвалиды» обучались индивидуально на дому: 9 чел. - по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью, 1 чел. - по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. Документы, регламентирующие образовательную деятельность: 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), в том числе рабочие программы по предметам Учебного плана, внеурочной деятельности; 2 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), в том числе рабочие программы по предметам Учебного плана, внеурочной деятельности; 3. Годовой план образовательной деятельности на учебный год; 4. Годовой календарный учебный график на учебный год; 5. Учебные планы (вариант 7.1, вариант 7.2) на учебный год; 6. Расписание уроков, расписание внеурочной деятельности, расписание занятий дополнительного образования, коррекционно-развивающих занятий (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) на учебный год. Обучение в классах для обучающихся с задержкой психического развития строится по учебно-методическому комплекту «Школа России», учебные материалы (учебники, сборники заданий, тетради и пр.) УМК входят в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями 2019 года) к использованию. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.03.2020г. №321-Д «О мероприятиях по переходу образовательных организаций Свердловской области на особый режим функционирования» обучение в 2020 – 2021 учебно году было организовано в соответствии с санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения COVID-19". По итогам учебного года все учащиеся начальных классов для детей с задержкой психического развития успешно освоили адаптированную основную общеобразовательную 3 программу для обучающихся с ЗПР, по решению педагогического совета от 28.05.2021г. переведены на 2021-2022 уч.год. Таблица 1. Результаты итоговой аттестации учащихся начальных классов за 2020 - 2021 учебный год Классы Уровень обученности Качество обучения 1а кл. - 13 человек 85% Безотметочная система 1б кл. – 11 человек 100% Безотметочная система 1в кл. – 11 человек 100% Безотметочная система 2а кл.– 12 человек 100% на «4» и «5» – 34 % Не аттестовано - 0 2б кл. - 13 человек на «4» и «5» – 25 % 100% Не аттестовано - 0 3а кл. – 12 человек на «4» и «5» – 25 % 100% Не аттестовано - 0 3б кл. - 11 человек на «4» и «5» – 27 % 100% Не аттестовано - 0 4а кл. - 12 человек на «4» и «5» – 8 % 100% Не аттестовано - 0 4б кл. – 11 чел. на «4» и «5» – 0 % 100% Не аттестовано - 0 4б кл. – 8 чел. на «4» и «5» – 0 % 100% Не аттестовано - 0 Обучающиеся 1а кл. и 3а кл. (2 чел.) направлены на обследование на ТПМПК для определения условий обучения по АООП (вариант 7.2); 1 обучающийся 2а кл. переведен на обучение по АООП (вариант 7.2), в соответствии с рекомендациями ТПМПК. Выпускники 4а, 4б, 4в классов – 31 учащийся переведены для получения основного общего образования в МАОУ СОШ №4, МАОУ СОШ №10, МАОУ СОШ №2 г.Кировграда. 10 учащихся обучающихся индивидуально на дому по адаптированным образовательным программам для детей с УО, с ЗПР успешно освоили объем программы определенный на 2020 – 2021 уч.год. Учащиеся имеют положительную динамику в развитии альтернативной коммуникации, формировании мелкой моторики рук. Из них 4 обучающиеся закончили освоение АОП для обучающихся с УО (5 лет) и переведены для продолжения обучения в ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат». 4 Анализ результатов мониторинга формирования универсальных учебных действий обучающихся 1 – 4 классов за 2020-21 учебный год Результаты освоения обучающимися АООП НОО включают в себя кроме предметных результатов: метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.). Оценка метапредметных результатов предполагает оценку развития у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УДД), т.е. действий, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Для объективного представления об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения, и каждого класса вцелом проводился мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся. Сформированность метапредметных УУД отслеживается педагогами начальной школы: учителями начальных классов, специалистами ПМПк, педагогами дополнительного образования, проводится на диагностическом материале, утвержденном и принятом на МО начальной школы. Срез производится 2 раза в учебный год — входящая диагностика в начале учебного года (сентябрь), итоговая диагностика в конце учебного года (май). По результатам входящей диагностики строится работа в текущем учебном году, определяются приоритетные направления, отбираются методы и приемы для развития метапредметных результатов уровень которых не достаточно высокий либо низкий. По окончании года итоговая диагностика показывает на сколько удалось повысить сформированность УУД у младших школьников. Таблица 2. Результаты сформированности групп УУД на начало 2020 - 2021 уч. года УУД личностные УУД пери од 1а нач. года 4.1 конец динами года ка 3.7 -0.4 1б 4.4 4.9 0.5 1в 2.5 3.8 2а 3.8 2б 3а познавательные УУД нач. года 2.5 конец года 3.15 динам ика 0.65 2.1 3 1.3 2.3 3.08 -0.72 4 4.2 2.6 3.6 регулятивные УУД коммуникативные УУД нач. конец динам года года ика 3.2 3.6 0.4 нач. года 3.6 конец года 3.76 0.9 3.9 3.8 -0.1 2.9 3.09 0.19 2.27 -0.03 3.3 4.27 0.97 3 4.09 1.09 2.15 2.4 -0.35 3.15 2.8 -0.35 2.6 2.91 0.31 0.2 2.3 2.69 0.39 3.9 2.9 -1 3.15 3.3 0.15 1 2.2 2.1 -0.1 5 3 -2 1.7 1.8 0.1 динам ика 0.16 5 3б 2 3.6 1.6 2.15 2.18 0.03 5 3.18 -1.82 2 3 1 4а 4 2.16 -1.84 2.6 2.16 -0.44 4.3 3.8 -0.5 3.1 3.08 -0.02 4б 3.6 2.36 -1.24 2.4 3.54 1.14 3.4 4.27 0.87 3.5 3.72 0.22 4в 4 2.875 -1.125 1.6 3.125 1.525 4.7 4.375 0.325 3.7 3.5 -0,2 Контекстный анализ по каждой группе УУД позволил выявить сильные и слабые стороны достижений обучающихся в каждом классе, для выбора направления в формировании и усилении деятельности в отношении «западающих» УУД каждого обучающегося и классов вцелом в новом учебном году. Таким образом, в 2021 — 2022 учебном году формирование и развитие УУД у обучающихся с ЗПР планируется строить по следующим направлениям: - 1а класс - формирование личностных УУД; - 1б класс — формирование регулятивных УУД; - 1в класс — формирование познавательных УУД; - 2а класс - формирование личностных, познавательных и регулятивных УУД; - 2б класс - формирование регулятивных УУД; - 3а класс - формирование познавательных и регулятивных УУД; - 3б класс - формирование регулятивных УУД. Результаты воспитательной работы начальной школы При организации воспитательного процесса создаются условия для повышения уровня внеучебных достижений учащихся, формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) через неурочную и внеклассную деятельность. В учреждении обеспечила 80% организована охват система обучающихся дополнительного дополнительным образования, образованием: которая «Лоскутное мастерство», «Музыка», «Ритмика», «ОФП», «ИЗО-студия «Радуга», «Дзюдо», «Спортивные игры», «Информатика». Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные недели. В школе сложилась определенная система внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Учащиеся начальных классов – активные участники творческих конкурсов, интеллектуальных турниров, природоохранных акций и мероприятий разного уровня — городских, окружных, областных, всероссийских. 6 В 2020 – 2021 уч.году учащиеся 1 - 4 классов принимали активное участие в творческих конкурсах организованных Висимским биосферным заповедником (г.Кировград), изготавливали поделки из бросового материала и рисунки в защиту животных, проводили совместные культурно-массовые мероприятия с городской библиотекой им.Павленкова, участвовали в онлайн-концертах для Кировградского пансионата для престарелых и инвалидов. Таблица 3. Результаты участия обучающихся в Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах, акциях и мероприятиях: Наименование конкурса, проекта Международный конкурс «ИНФОЗНАЙКА» по информатике и информационным технологиям для учащихся общеобразовательных школ и студентов учреждений среднего профессионального образования Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» портала Учи.ру Международный дистанционный конкурс «СТАРТ», Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» Всероссийский конкурс «Космос», работа «В мире звезд» Межрегиональный конкурс «День святой «Пасхи», работа «Чудо» Всероссийский конкурс «Декоративно-прикладное творчество: «Аппликация», работа «Светлая Пасхалинка» Международный дистанционный блицтурнир «Лига знаний» Международная дистанционная олимпиада «ЭРУДИТ III» Результат участия Диплом Победителя Диплом Победителя (2 человека) 3 место предмет: литература, 2 и 3 место предмет: математика 1 место по литературе, 1 место по окружающему миру 3 место 2 место 2 место 2 место, предмет окружающий мир 1 место (2 участника) XX Международная олимпиада по предметам начальной школы Муниципальный конкурс детских рисунков, поделок, стихов «С днем рожденья, Дед Мороз!» Городской конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «По страницам сказок» Областная акция-конкурс Висимского биосферного заповедника «Журавли – птицы 2020 года» Городской творческий конкурс «Новогоднее окно» Открытый областной творческий конкурс «Мы разные, но мы вместе – 2020» Фестиваль «Зимние забавы» среди обучающихся начальных 2 место 2 место в номинации «Выразительное чтение», 2 и 3 место в номинации «Подарок Деду Морозу» 1 место в номинации «Графика», 2 и 3 место в номинации «Живопись» 1 место 1 место 1 место в номинации «Танец» 2 место 7 классов ГО Верхний Тагил» Областной конкурс по реализации проекта «Родники» в Свердловской области в 2020 году Областная природоохранная акция «Сохраним первоцветы весне» организованная Висимским биосферным заповедником Победитель конкурса 1 место Профилактическая деятельность с обучающимися и родителями В рамках профилактической деятельности на 2020 – 2021 учебный год были определены следующие задачи: 1. Предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; 2. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с обучающимися в образовательном учреждении через взаимодействия межведомственных служб; 3. Организация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка, профилактики правонарушений. В течение 2020-2021 учебного года профилактическая работа проводилась по следующим направлениям: 1.Работа с детьми «группы риска». 2.Работа с неблагополучными семьями. 3. Просветительская работа с родителями в вопросах профилактики. 4. Работа с педагогическим коллективом. В начале учебного года социальным педагог и классными руководителями были составлены социальные паспорта классов, где были выявлены основные категории обучающихся. Таблица 4. Категории обучающихся в 2020-2021 учебном году. Кол-во чел. Кол-во опекаемых детей 8 чел. Кол-во детей из многодетных семей 38 чел. Кол-во детей-инвалидов 17 чел. Кол-во детей из малообеспеченных семей 43 чел. Кол-во детей из неблагополучных семей 16 чел. Кол-во детей, состоящих на внутришкольном учёте 3 чел. («группа риска») 1. Работа с детьми стоящими на внутришкольном учете, с детьми «группы риска». Работа с детьми стоящими на внутришкольном учете, с детьми «группы риска» 8 ведется планомерно и систематически. С данной категорией детей была проведёна следующая профилактических работа: - индивидуальные беседы и консультации с обучающимися («Что такое хорошо и что такое плохо», «Соблюдение режима дня», «Готовим домашнее задание», «Успеваемость», «Обязанности обучающегося», «Добрым быть не сложно», «Ответственность за проступки», «Безопасный интернет», «Я и мои друзья», «Твоя семья. Обязанности по дому»); - посещение уроков для анализа поведения детей во время учебной деятельности; - профилактические и консультативные беседы с родителями («Соблюдение режима дня», «Контроль за выполнением домашних заданий», «Контроль за посещаемостью», «Развитие самостоятельности у ребенка», «Семейные традиции», «Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми») - классные часы, тематические занятия: «Дружба начинается с улыбки», «Мы разные», «Жизнь дана на добрые дела», «Мои успехи и неудачи»; - профилактическая работа совместно с инспектором ПДН. В школе действует Совет профилактики. В состав Совета профилактики входят: зам.директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, инспектор ПДН. За 2020-2021 учебный год было проведено 6 заседаний, на которых было рассмотрено 22 обучающихся «группы риска» (нарушение правил поведения в школе), а так же на заседаниях оценивались результаты коррекционной работы со школьниками. На внутришкольном учете, на начало года, стояло 3 чел. (Назаренко К.К., Жабрев А.В., Ковнацкий А.К.), в течение года с ними велась индивидуально-профилактическая работа (посещение на дому учащихся с целью изучения условий проживания и развития ребенка в семье, их занятостью в свободное от занятий время, индивидуальные консультации, профилактические беседы). В течении учебного года Назаренко К.К. выбыл, в марте 2021г. поставлен на учет Пищелев В.А (2а кл.), за нарушение правил поведения в школе. 2. Работа с неблагополучными семьями. В течение 2020-2021 учебного года в школе, велась работа с неблагополучными семьями, с использованием разнообразных формы: - индивидуальные беседы с родителями организованные социальным педагогом, педагогом-психологом; - тематические родительские собрания; - индивидуальная работа совместно с инспектором ПДН; - индивидуальная работа классных руководителей, совместно с администрацией школы. 9 На начало учебного года на учёте в ТКДНиЗП стояло 8 неблагополучных семей, находящихся в социально-опасном положении (Данилова А., Безматерных И., Назина А., Мрувчинская У., Мрувчинский С., Жабрев А., Чернов И., Павлова У.). С этими семьями проводилась следующая профилактическая работа: - рейды с целью обследования социально-бытовых условий проживания ребенка в семье; - индивидуальные беседы с родителями, направленные на своевременную помощь в воспитании ребёнка, пропаганду здорового образа жизни, добросовестное выполнения обязанностей родителями. - профилактические беседы с инспектором ПДН, педагогом-психологом школы, с целью выявления и разрешения имеющихся проблем в семье, формирования детскородительских отношений. 3. Просветительская работа с родителями в вопросах профилактики. В течение 2020-2021 учебного года в школе, велась просветительская работа с родителями в вопросах профилактики. Целью проводимых мероприятий было повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С родителями проводились разъяснительные беседы по вопросу повышения родительской ответственности за посещение детьми школы, за их успеваемость; создавались и распространялись буклеты, памятки с информацией направленной на повышение родительской ответственности («Безопасность детей на дорогах», «Осторожно, незнакомец!», «Культура поведения в общественных местах», «Безопасность вашего ребенка в сети Интернет», «За что ставят на учет в КДН?» «Искусство каждодневного общения», «Правила поведения в общественных местах» «Правила поведения и техники безопасности во время каникул»); проводились родительские собрания: «Моя семья – моя радость. Роль семьи в воспитании ребенка», «Культура общения в семье и в обществе» Зачади воспитательно-профилактической работы на 2021-2022 учебный год: - своевременное оказание социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки нуждающимся в ней обучающимся и родителям; - работа с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи; - работа по профилактической программе правонарушений, безнадзорности и беспризорности, направленных на правовое просвещение обучающихся; - координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб для оказания социально-психологической, правовой помощи учащимся. 10 Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями В течение 2020 – 2021 учебного года было организовано психолого-медико- педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями специалистами: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники, врач-невролог. Велась комплексная работа по коррекции различных отклонений психических функций детей, оказывая помощь в преодолении трудностей в обучении, общении и поведении. В течении года проводилась работа по обеспечению дифференцированных педагогических условий обучения для коррекции отставаний в развитии детей с ЗПР, с УО, для определения путей успешного освоения детьми с ОВЗ образовательной программы, в соответствии с особенностями развития. С целью выявления уровней и особенностей развития познавательной деятельности детей, эмоционально-личностной зрелости воспитанников, для определения потенциальных возможностей детей нуждающихся в активной и своевременной помощи в обучении и адаптации воспитанники и учащиеся обследовались и наблюдались специалистами. Результаты проводимой диагностики, динамики развития ребенка, результаты обучения, рассматриваются на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума школы (ПМПк). В состав консилиума приказом директора ГБОУ входят: учителя-логопеды, учителядефектологи, педагоги-психологи, врач-невролог, социальный педагог, медицинская сестра. На заседания приглашаются родители (законные представители) ребенка. По каждому ребенку обсуждаются результаты обследования, итоги обучения и коррекционной работы, оказываемое медикаментозное сопровождение и результаты адаптации. Специалистами ПМПк совместно с родителями выносится коллегиальное решения по дальнейшему психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающегося. В 2020-2021 учебном году проведено 23 заседания ПМПк в соответствии с утверждённым планом работы ПМПк. В случае необходимости уточнения, определения программы обучения и направлений коррекционной работы обучающиеся направлялись на обследование территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Специалисты ПМПк собирали необходимую документацию для представления на ТПМПК и составляли характеристики на каждого обследуемого ребёнка. 11 В 2020 – 2021 учебном году на ТПМПК обследовано 34 обучающихся начальной школы. Всем обследованным детям предоставляется рекомендуемая адаптированная программа обучения, психолого-медико-педагогическое сопровождение. В ГБОУ психолого-медико-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно – развивающего процесса. С обследованными детьми проводятся коррекционные занятия: • педагогом – психологом по коррекции эмоционально – волевой сферы и психических функций, занятия для детей с девиантным поведением; • учителем логопедом по формированию правильного звукопроизношения и развитию всех сторон связной речи; • учителем – дефектологом по формированию учебных навыков; • социальным педагогом по адаптации обучающихся, по развитию детско- родительских отношений, по профилактике девиантного поведения. В 2020 – 2021 учебном году проведено коррекционно-развивающее сопровождение: педагогами-психологами – 124 обучающимся, учителями-дефектологами – 116 обучающимся, учителями-логопедами – 113 обучающимся, социальным педагогом – 38 обучающимся. Обучающиеся посещали занятия у специалистов: -учитель-дефектолог (Чернобокова Е.Ю.) – 49 обучающихся; -учитель-дефектолог (Жулякова Т.И.) – 42 обучающихся; -учитель-дефектолог (Соловьева А. В.) – 16 обучающихся; -учитель-дефектолог (Лузгина Ю. А.) – 34 обучающихся; -учитель-логопед (Лизунова А.В.) – 19 обучающихся; -учитель-логопед (Сырвачева Е. В.) – 8 обучающихся; -учитель-логопед (Хайрова Ю. А.) – 6 обучающихся; -учитель-логопед (Петровых И. В.) – 20 обучающихся; -учитель-логопед (Юревич Т. А.) –23 обучающихся; -учитель-логопед (Анисимова Н. Н.) – 6 обучающихся; -учитель-логопед (Налимова А.А.) – 23 обучающихся; -педагог-психолог (Киселева И.Е.) –37обучающихся; -педагог-психолог (Гаренских А. О.) – 52 обучающихся; -педагог-психолог (Чернобоков И. А.) – 17 обучающихся; -педагог-психолог (Семенова О. Ю.) – 23 обучающихся; -педагог-психолог (Горохова О. С.) – 4 обучающихся; -социальный педагог (Полякова Е.Н.) – 38 обучающихся. 12 В 2020-2021 учебном году обследованы врачеом-неврологом 124 обучающихся. Неврологом рекомендовано медикаментозное сопровождение, назначены физиопроцедуры, БАК терапия, массаж. Таблица 5. Медицинское сопровождение Медицинские процедуры Рекомендовано Выполнено Физиопроцедуры 74 72 БАК 67 65 Массаж 71 71 Организовано оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения детей строилась в следующих формах: - проведение специалистами ПМПк индивидуальных консультаций с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений; - участие в родительских собраниях тематическими лекциями по проблемам помощи и развития детей с ОВЗ; - разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи в период самоизоляции (размещение на сайте Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, на сайте учреждения, на сайте infourok.ru, на персональном сайте учителя-дефектолога Чернобоковой Е.Ю.); - информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты ПМПк активно участвуют в организации и проведении круглых столов, методических объединений и педагогических советов, на которых особое внимание уделяется коррекционной работе с воспитанниками и обучающимися детского дома-школы. В течении учебного года изучались инновационные подходы и практики в сфере помощи детям с особыми образовательными потребностями, трудностями в обучении. Выполнение поставленных задач, организация коррекционно-развивающего обучения, систематизированный подход, контроль уровня достижений воспитанников позволяет решить задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, дает возможность успешнее освоить образовательную программу в соответствие с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО, обеспечить их полноценное развитие и социализацию в обществе. 13 3.Анализ методической работы педагогического коллектива Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующим в единое целое всю систему работы учреждения, является методическая работа. Роль методической работы непосредственно связана с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников. Методическая работа была организована в различных формах: заседания педагогического совета, методические объединения учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, методические семинары педагогов, участие в конкурсах профессионального мастерства. Заседания педагогического совета: - тема «Организация образовательного процесса в 2020 - 2021 учебном году», вопросы: выпуск 2020-2021 уч.года, итоги летней оздоровительной компании, цели и задачи образовательной деятельности на новый уч.год. На педагогическом совете были определены основные направления деятельности учреждения на новый 2020 — 2021 учебный год, и пути достижения основной цели ГБОУ - создание оптимальных условий для формирования и развития базовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной социализации и адаптации в обществе. - тема «Ранняя помощь. Служба ранней помощи в ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»». Рассмотрена система оказания услуг ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, особенности организации службы ранней помощи на базе ГБОУ, деятельность специалистов по ранней помощи. - тема «Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации коррекционной работы». Обсуждались формы работы с родителями в рамках реализации коррекционной работы, поиски новых способов просветительской работы с родителями детей с ОВЗ - тема «Педагог – как транслятор духовно-нравственных ценностей», рассматривалась роль педагога, классного руководителя в воспитании подрастающего поколения, новые требования современного общества к роли «педагога». В ГБОУ активно действует методическое объединение учителей начальных классов.В 2020 – 21 учебном году работало над темой: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС ОВЗ». 14 В текущем учебном году было проведено 6 заседаний МО учителей начальных классов. Деятельность педагогов имела теоретическую и практическую направленность, использовались разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей продуктивностью. На заседаниях МО были рассмотрены следующие темы: Заседание №1 «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год». Заседание №2 «Особенности организации учебного процесса обучающихся по ФГОС ОВЗ. ЗПР вариант 7.2.». Заседание №3 «Проектная деятельность как способ формирования личности обучающихся с ОВЗ». Заседание №4 «Анализ итогов адаптации первоклассников за I полугодие». Заседание №5 «Преемственность обучения начального и основного образования». Заседание №6 «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса за учебный год». На каждом заседании (в соответствии с планом, составленным заранее) педагоги представляли отчеты по своим темам, делились опытом работы и представляли свои наработки в методическую копилку. Работая над повышением качества самообразования, cовершенствуя формы, методы и приемы при работе с детьми, педагоги активно внедряли в свою педагогическую деятельность современные подходы в рамках урочной и внеурочной деятельности. Дополнительно на заседаниях №2, №4 обсуждали тему «Соблюдение единого орфографического режима, качества проверки, периодичность, система работы над ошибками». Были проверены тетради по контрольным работам обучающихся для учета соблюдения единого орфографического режима, качества проверки, периодичности и система работы над ошибками. Каждому педагогу был предоставлен отчет о проверке с указанием ошибок, с рекомендациями по соблюдению единого орфографического режима. Руководителем МО Киселевой И.Е. были посещены уроки в рамках «Первой недели ребенка в школе», с целью наблюдения за детьми и их первичной адаптацией в школе. На заседаниях №2 и №6, обсуждалась тема «Мониторинг уровня сформированности УУД у обучающихся 1-4 класса». Педагогами школы проводилась система мониторинга на начало и конец учебного года, изучение динамики формирования УУД у обучающихся начальных классов. На заседании №3 обсуждалась тема «Ведение классного журнала», соблюдение требований инструкции по заполнению журнала. 15 Руководителем МО на Заседании №6 была представлена памятка для педагогов по заполнению учебного мониторинга по основным предметам начальной школы «Типичные ошибки при написании контрольных работ и диктантов в начальной школе. Причины трудностей». В рамках методической работы педагоги проводили открытые занятия и мероприятия, делились эффективными методами и приемами организации урочной и внеурочной деятельность обучающихся. На всех уроках и занятиях, проводимых педагогами, соблюдался принцип индивидуального личностно-ориентированного подхода. Таблица 6. Открытые занятия, мероприятия № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. ФИО педагога. Вишнякова Лариса Анатольевна, Муртазина Ирина Михайловна Дементьева Ирина Игоревна Дёгтева Ольга Владимировна Жулякова Татьяна Ильинична Калякин Михаил Алексеевич Лузгина Юлия Александровна Чернобокова Екатерина Юрьевна Налимова Анна Андреевна Петровских Ольга Леонидовна, Петровых Ирина Вячеславовна Тарануха Марина Борисовна Ожегова Наталья Леонидовна Лизунова Анна Владимировна Юревич Татьяна Анаркуловна Петухова Наталья Валентиновна, Киселёва Ирина Занятие. Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися 2а и 2б классов (ГПД) «Армейские забавы», февраль 2021 год. Открытый урок по трудовому обучению «Филигрань и квиллинг», март 2021 год, 3 б класс. Открытый урок по литературному чтению «В мире детства с Агнией Барто», март 2021 год, 2а класс. Открытый урок по окружающему миру «Великая отечественная война-великая победа», апрель 2021, 4а класс. Открытый урок по физической культуре «Кто самый быстрый?», февраль 2021 год, 3а класс. Открытый урок по русскому языку «Правописание глаголов в прошедшем времени», апрель 2021год, 4 б класс. Всероссийское открытое интерактивное внеклассное мероприятие «Красная книга Висимского заповедника», октябрь 2020год, 3а класс. Внеклассное мероприятие «Зимушка-зима», декабрь 2021 год, 2б класс. Открытое интегрированное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству «Первоцветы», март 2021год год, 3бкласс. Открытый урок по информатике «Конструкция повторения для исполнителя», февраль 2021 год, 3б класс. Открытый урок по математике «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление», октябрь 2020 год, 1 а класс. Внеклассное мероприятие «Новогодний КВН», декабрь 2020 год, 1б класс. Открытый урок по русскому языку «Местоимение и его признаки», апрель 2021год, 4 в класс. Открытое интегрированное занятие педагог-психолог и музыкальный руководитель «Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно», апрель 2021 год, 4б класс. 16 15. 16. Евгеньевна Аверкиева Любовь Дмитриевна Коновалова Наталья Михайловна, Коновалова Валерия Михайловна, Клюкина Марина Геннадьевна Внеклассное мероприятие «Заправка постели. Развитие навыков самообслуживания», январь 2021 год, ГПД№1и5. Создание и реализация проекта «Обучайка» в условиях ГПД, январь 2021 год, обучающиеся 6-10 лет. Организация и проведение научных и методических конференций Таблица 7.Перечень мероприятий для педагогических работников и родителей № п/п 1. 2. 3. Наименование мероприятия Семинар "Организация специальных условий для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации с АООП" Вебинар "Профилактика детского травматизма в быту и на улице" Вебинар "Гиперопека и ее влияние на развитие ребенка" 4. Вебинар "Что такое ранняя помощь" 5. Вебинар «Создание условий для обучения детей с задержкой психического развития» Вебинар «Воспитательный потенциал семьи» Вебинар «Педагог, как транслятор духовно-нравственных ценностей» Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов по организации дистанционного обучения «Артикуляционная гимнастика», советы клинического психолога «Как не впасть в панику во время пандемии», «Учимся делать домашнее задание», «Давай поиграем»,Советы логопеда «Учим пересказу», «Сенсорное развитие ребенка», Сидим дома с пользой(как развить ребенка), «5 домашних игр от Монтесори», «7 правил для родителей детей, находящихся на дистанционном обучении», Советы дефектолога 6. 7. 8. Участники мероприятия Педагоги МАОУ СОШ №4 Количество участников 55 чел. Родители обучающихся 89 чел. Родители дошкольников и обучающихся Родители дошкольников и обучающихся Родители, имеющие детей с задержкой психического развития Родители обучающихся 100 чел. Педагоги учреждения 41 чел. Учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования учреждения 41 чел. 103 чел. 150 чел. 110 чел. 17 9. 10. родителям детей начальной школы, которые обучаются дистанционно, Рекомендации для педагогов по организации учебного процесса в домашних условиях. Размещение на сайте учреждения методических рекомендаций для родителей и педагогов по организации дистанционного обучения «Артикуляционная гимнастика», Советы клинического психолога «Как не впасть в панику во время пандемии», «Учимся делать домашнее задание», «Давай поиграем»,Советы логопеда «Учим пересказу», «Сенсорное развитие ребенка», «Сидим дома с пользой(как развить ребенка)», «5 домашних игр от Монтессори», «7 правил для родителей детей, находящихся на дистанционном обучении», «Советы дефектолога родителям детей начальной школы, которые обучаются дистанционно», «Рекомендации для педагогов по организации учебного процесса в домашних условиях» Разработка методических буклетов для родителей: «Сюжетно-ролевая игра» «Как отучить ребенка обижать других детей» «Выбор профессии для ребенка с ОВЗ» «Для заботливых родителей» «Адаптация детей в новом классе» «Советы психологов» «Советы учителя-логопеда» «Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья» «Общие специфические особенности детей с ЗПР. Коррекция затруднений» «Реализация АООП для детей с ЗПР» Учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования учреждения, обучающиеся 150 чел. Родители обучающихся 120 чел. Для руководителей и педагогических работников школ ГО Верхний Тагил в апреле проведен семинар «Преемственность при переходе обучающихся с ЗПР с уровня начального общего образования на ступень основной школы». В рамках мероприятия была рассмотрена система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с 18 ОВЗ созданная в ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП». Классные руководители 4-х классов рассказали о результатах коррекционно-развивающей работы и учебной деятельности обучающихся по окончанию начальной школы. Председатель ТПМПК Сырвачева Е.В. напомнила участникам семинара об условиях необходимых для детей с ЗПР при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования. По окончании семинара участники отметили необходимость преемственности при переходе обучающихся с уровня начального общего образования на ступень основной школы, договорились о дальнейшем взаимодействии педагогов, специалистов центра и школ города, где будут продолжать обучение дети с ЗПР. В 2020 – 2021 учебном году педагоги принимали участие в профессиональных конкурса и проектах. Учитель-дефектолог Чернобокова Е.Ю. — приняла участие в Областном конкурсе профессионального мастерства «Дефектолог - 2021», задачи которого: повышение профессионального мастерства педагогов, выявление и поддержка молодых творческих педагогов-дефектологов. По результатам заочного этапа педагог была приглашена к участию в очном этапе, по результатам которого заняла II место в Областном конкурсе. В течение 2020 – 2021 учебного года прошли повышение квалификации по образовательным программам 15 человек из числа педагогического состава ГКОУ. Таблица 8. Повышение квалификации управленческого и педагогического состава в 2020 – 2021 учебном году Тема образовательной программы Психолого-педагогические технологии в работе с социально уязвимыми детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации (24 час.) Организация школьной психологической службы (24 час.) Современные системы автоматизации библиотек (24 час.) Особенности разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по робототехнике (16 час.) Место проведения ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург Кол-во человек, обученных по ОП 1 (педагог-психолог Файрушина Н.А.) 1 (педагог-психолог Чернобоков И.А.) 1 (библиотекарь Бороздина А.С.) 1 (учитель Тарануха М.Б.) 19 «Особенности разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по робототехнике» Организация реализации АООП для обучающихся с ОВЗ с применением дистанционных технологий» Профилактика девиантных форм поведения обучающихся в образовательной среде (24 час.) «Формирование функциональной грамотности обучающихся» Модуль 1. Формирование читательской грамотности. (72 часа) Профессиональная переподготовка «Дефектология в образовательной организации» с присвоением квалификации «учительдефектолог» (520 ч.) «Технологии взаимодействия образовательной организации и семьи в современных условиях» (24 час.) В целях организации работы ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург 1 (учитель Тарануха М.Б.) УрГПУ, г.Екатеринбург 1 (учитель Лизунова А.В.) ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург ГБОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» г.Екатеринбург 1 (педагог-психолог Гаренских А.О.) ООО «Издательство «Учитель» г.Волгоград 3 (учитель Дегтева О.В., Климанова Е.Ю., социальный педагог Бадртинова О.С.) 2 (учитель-дефектолог Соловьева А.В., учитель Юревич Т.А.) ГБОУ ДПО СО 3 (воспитатели «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ Муртазина И.М ОБРАЗОВАНИЯ» Клюкина М.Г. г.Екатеринбург Коновалова В.М.) по подготовке и проведению аттестации педагогических работников был оформлен уголок аттестации, с нормативными документами по аттестации ПиРР и пояснениями по процедуре аттестации. Для педагогов аттестующихся на квалификационную категорию в 2020 - 2021 уч.году проводились консультации по вопросам представления результатов педагогической деятельности, формированию аналитического отчета, написанию заявления на аттестацию. Прошла аттестация педагогов на квалификационную категорию, результаты профессиональной деятельности представляли педагоги все педагоги по решению экспертной комиссии получили баллы соответствующие высшей квалификационной категории. В целях организации работы по подготовке и проведению аттестации педагогических работников был оформлен уголок аттестации, с нормативными документами по аттестации ПиРР и пояснениями по процедуре аттестации. Для педагогов, аттестующихся на квалификационную категорию в 2020 - 2021 учебном году проводились консультации по вопросам представления результатов педагогической деятельности, помощь по формированию аналитического отчета, написанию заявления на аттестацию. 20 Успешно прошла аттестация педагогов на квалификационную категорию, где результаты профессиональной деятельности представляли педагоги и по решению экспертной комиссии получили баллы соответствующей квалификационной категории. Организована и проведена аттестация педагогических работников: высшая квалификационная категория – учитель-дефектолог Чернобокова Е.Ю., социальный педагог Полякова Е.Н. первая квалификационная категория – учитель Жулякова Т.И., учитель Дементьева И.И., учитель Лузгина Ю.А., учитель-логопед Спицына Н.В. Педагоги представили аналитические отчеты за межаттестационный период, результаты педагогической деятельности члены аттестационной комиссии оценили как «соответствующие» первой квалификационной категории. Проведена аттестация на соответствие занимаемой должности педагогов в форме защиты рабочих программ: социальный педагог Семенова О.Ю. тьютор Бойматова М.Д. учитель-дефектолог Лузгина Ю.А. Все педагоги по оценке аттестационной комиссии соответствуют занимаемой должности. В целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности в течение 2020 - 2021 аттестационного года прошли процедуру аттестации педагогических работников: на соответствие занимаемой должности – 3 человека; на соответствие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории – 4 человек; на соответствие требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории – 2 человек. Таблица 9. Сведения о квалификации педагогических кадров Квалификация Всего, чел. % к общему числу педагогических работников имеют квалификационные категории 29 70,5 % в т.ч. – высшую 5 12 % - первую 24 58,5 % 3 7% соответствие занимаемой должности 21 не имеют категории 9 22 % Всего педагогических работников (на 01.06.2021г.) – 41 педагог (в том числе совместители – 3 человека). Несмотря на наличие факторов успешности деятельности педагогического коллектива, остаются проблемы: - недостаточное использование новых педагогических и информационных технологий в образовательном процессе, в построении коррекционного пространства; - психологического фактора, а это неуверенность в своих силах, боязнь аттестационной процедуры и членов комиссии, большого объема работы, новых форм аттестации; - необъективная оценка своих возможностей и достижений. 22 4. Анализ состояния безопасности ГБОУ за 2020-2021 учебный год Безопасность нашего учреждения включает в себя следующие составляющие: 1. Организация безопасных условий труда работников. 2. Соблюдение пожарной безопасности учреждения. 3. Электробезопасность учреждения и оборудования. 4. Обеспечение безопасности учреждения антитеррористической направленности. 5. Защита здоровья и сохранение жизни обучающихся, профилактика дорожнотранспортного травматизма. 6. Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Работа по обеспечению безопасности и предупреждению травматизм В 2020-2021 уч. году проведен периодический медицинский осмотр, прошли обследование все основные работники. Повышение профессиональной квалификации работники по вопросам охраны труда, осуществлялось посредством инструктивных занятий (дважды в год). Проводились целевые инструктажи по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий (День знаний, Новый год, праздники, День защиты детей). Проведено обучение ответственных лиц по охране труда в образовательном центре «Профессионал», так же проведена внеочередная проверка знаний по охране труда у вышеуказанных специалистов. Осуществлялся систематический контроль содержания территории, спортивных сооружений, помещений, рабочих мест, оборудования на предмет исправности и безопасности, что позволило исключить производственный травматизм. Пожарная безопасность Все службы и помещения 100% укомплектованы средствами пожаротушения. Обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы голосового управления эвакуации проводится 1 раз в квартал. Системы АПС и голосового управления исправны, в рабочем состоянии. Техническое обслуживание огнетушителей проводится 1 раз в квартал. Учреждение обеспечено огнетушителями в достаточном количестве. В течение учебного осуществлялся систематический и целевой контроль соблюдения пожарной безопасности как на территории так и в зданиях ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП". Электрооборудование, несущее в себе угрозу поражения электрическим током (прачечная, пищеблок, и т.п.) обеспечено сертифицированными защитными средствами, 23 которые проходят регулярное испытания в лицензированной организации, там же ежегодно испытывается инструмент электрика. Испытания защитных средств (диэлектрические перчатки) и электротехнический инструмент проводится 2 раза в год (май, декабрь). Антитеррористическая защищенность В ГБОУ организована круглосуточная физическая охрана сотрудниками ЧОП (2 поста охраны). Техническое обслуживание системы видеонаблюдения проводится 1 раз в квартал. Система внешнего и внутреннего видеонаблюдения исправна. Хранение информации производится в течении 30 календарных дней в соответствии с требованиями. Плановое обслуживание системы тревожной сигнализации, кнопок экстренного вызова представителей охранных проводится 1 раз в квартал. Системы исправны, в рабочем состоянии. В течение года проведено 7 тренировок по отработке действий в ЧС. Из них 5 в мае 2021 г. по отработке действий персонала и эвакуации учащихся при обнаружении взрывного устройства. Гражданская оборона Работа педагогического коллектива по организации безопасной работы и обучение учащихся и воспитанников были осуждены на педсовете в августе 2020 г. Обновление учебно-методической базы по ГО и ЧС, пожарной безопасности в 2020 г. производилась с помощью сети Интернет с использованием бесплатных ресурсов. Со всеми сотрудниками проведены инструктажи по правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения ЧС (сентябрь 2020, май 2021 г.) Проведены ежеквартальные инструктажи и тренировочные занятия по эвакуации Темы объектовых тренировок – «Отработка действий при возникновении или угрозе возникновения ЧС, пожара». Сроки проведения тренировок в сентябре, декабре, марте, мае. Приняли участие учащиеся 1 – 4 классов, воспитанники педагоги и сотрудники ГБОУ. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма В течение прошедшего учебного года обучение воспитанников ПДД происходило на занятиях «Школы безопасности» (беседы, составляли схемы безопасного маршрута). Травм, полученных воспитанниками и обучающимися в результате дорожно-транспортного происшествия, нет. Паспорт дорожной безопасности актуализирован и согласован с ГИБДД ММотд МВД России «Кировградский» в июне 2019 г. Информация о паспорте размещена на сайте ГБОУ в разделе «Безопасность дорожного движения». 24 Перевозка детей производится в соответствии с действующими нормативами по согласованию с ГБДД г. Кировграда. Обучение учащихся проводилось в рамках предмета «Окружающий мир» (разделы, связанные с безопасностью), на занятиях по программе дополнительного образования «Моя безопасность» для учащихся 1 – 4 классов, тематических классных часах, при проведении конкурсов и виктории, Всероссийского открытого урока ОБЖ, мероприятиях посвященных Дню защиты детей (май) и во время Месячника безопасности (сентябрь 2019). Кроме этого в течение учебного года проведены комплексные мероприятия для учащихся и воспитанников ГБОУ: «Месячник безопасности» (сентябрь), «Месячник ГО» (15 сентября – 15 октября), Месячник, посвященный Дню защиты детей. В ходе этих мероприятий проведены конкурсы рисунков, викторины, спортивные эстафеты, выставки периодической и методической литературы в библиотеке ГБОУ. Кроме этого проведены тематические занятия для учащихся 2 – 4 классов по правилам дорожного движения (4 часа), пожарной безопасности (3 часа). В период с 19 по 30 апреля ГБОУ приняло участие во всероссийской акции «Родительский патруль». Родители, а так же бабушки и дедушки учащихся (по 2 - 4 человека от класса) патрулировали пути движения детей к учреждению (перекрестки ул. Маяковского – Островского и Жуковского-Строителей). Цель акции – предотвращение нарушений ПДД со стороны несовершеннолетних, активизация роли родителей в процессе формирования навыков безопасного поведения, пропаганда ПДД. На сайте ГБОУ СО «Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» регулярно обновляется информация по антитерористической и пожарной безопасности, безопасности дорожного движения. 25 5. Анализ результатов образовательной деятельности Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения В 2020-2021 учебном году центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (центр ППМСС) осуществлял свою работу в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 42, ст. 12 ч. 3,4, ст. 31 ч. 1,5). Специалисты центра ППМСС в своей деятельности руководствуются положением о центре ППМСС, должностными обязанностями, общим планом работы центра, общими задачами ГБОУ. Деятельность центра ППМСС направлена на оказание психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения всех субъектов образовательного процесса. В 2020-2021 год были поставлены следующие задачи в организации образовательной деятельности центра: осуществление индивидуально-ориентированной помощи субъектам воспитательного и образовательного процессов; комплексная диагностика обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях; консультирование родителей (законных представителей), педагогов по вопросам развития и воспитания обучающихся; повышение педагогической грамотности родителей и педагогов; развитие профессиональных способностей и повышение квалификации специалистов осуществляющих образовательный процесс. эффективное взаимодействие с территориальной ПМПК и образовательными организациями. внедрение современных наиболее эффективных методов коррекционноразвивающей работы. Основные направления деятельности Центра ППМСС: 1. Диагностическое; 2. Коррекционно-развивающее; 3. Консультационное; 4. Просветительское; 5. Профилактическое; 6. Организационно-методическое. 26 Для осуществления образовательного процесса в отчетный период был создан психолого-педагогический консилиум специалистов центра для коллегиального согласования сопровождения детей, отслеживания динамики их развития, с целью достижения более эффективного результата коррекционно-развивающей работы. Специалисты Центра Должность Ф.И.О. специалиста Учитель-логопед Манакова Е.А. Хайрова Ю.А. Анисимова Н.Н. Сырвачева Е.В. Учитель -дефектолог Соловьева А.В. Тимкив Р.М. Педагог-психолог Файрушина Н.А. Гаренских А.О. Чернобоков И.А. Бадртинова О.С. Шиковец О.В. Бойматова М.Д. Социальный педагог Тьютор С целью оздоровления обучающихся Центра ППМСС и оказания необходимой медицинской помощи в этом учебном году организовано медицинское сопровождение. Медицинское сопровождение осуществляют: врач-невролог Фомина Марина Анатольевна; врач-психиатр Баданина Софья Николаевна; медсестра по массажу; медсестра по физиотерапии; процедурная дежурная медсестра. Таблица 10. Мониторинг оказания медицинских услуг обучающимися Центра Медицинские процедуры Массаж Физиопроцедуры Инъекции БАК Количество обучающихся, зачисленных на курс сопровождения 121 чел С 80 чел целью расширения 70 чел 20 чел информационного 20 чел. пространства профессиональной деятельности специалистов в Центре обеспечен доступ педагогов к сети Интернет. Все специалисты имеют ноутбуки и владеют навыками работы с информационно- коммуникационными технологиями. Интернет-ресурсы активно используются для: 1. поиска необходимых методических разработок; 27 2. деловой переписки по электронной почте; 3. электронной рассылки методических материалов. Страница Центра ППМСС на официальном сайте ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа» регулярно обновляется новой информацией о деятельности и возможностях Центра. На странице размещена форма для онлайн-записи на первичный прием, представлены образцы документов необходимые для зачисления в Центр. Диагностическое направление Цель направления – выявление особенностей ребёнка, динамики процесса развития, определение форм и методов помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии. В 2020-2021 году в центре было обследовано 121 обратившийся ребенок, по результатам обследования ребенку определялся объем психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Таблица 11. Результаты первичной диагностики обучающихся Центра Количеств о обучающи хся Рекоменд ованы занятия с учителем логопедо м Рекоменд ованы занятия с учителем дефектол огом Рекомендо ваны занятия с педагогом психолого м Рекоменд ованы занятия с социальн ым педагого м Рекомен довано пройти обследо вание на ТПМП К Рекомен дована консуль тация врача невроло га Рекомен дован массаж Рекомен дованы физиоп роцедур ы 121 чел. 57 чел 21 чел 50 чел 7чел 11 чел 80 чел 80 чел 70 чел Коррекционно-развивающее и консультативное направление Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в виде групповых и индивидуальных занятий. В процессе коррекционно-развивающей работы специалистами Центра реализуется принцип оказания комплексной помощи детям и их родителям. Было отмечено, что оказание комплексной помощи во многом облегчает и ускоряет процесс решения проблемы, значительно повышает результативность работы. Запрос родителей, обратившихся за помощью в Центр представлен следующими проблемами: - нарушения детско-родительских отношений (конфликты в семье, негативизм, разводы родителей, социально-педагогическая запущенность); - нарушения эмоционально-волевой сферы (высокий уровень тревожности, различные виды страхов, агрессивность, гиперактивность); 28 - нарушения коммуникации (трудности в адаптации к детскому саду, к школе у младших школьников трудности в общении со сверстниками и взрослыми, их неуверенность в себе, низкая самооценка); - низкий уровень умственного развития (неготовность к школьному обучению, школьная не успешность, отсутствие познавательной мотивации) - отмечено увеличение числа детей со сложными формами речевых нарушений, патологиями артикуляционного аппарата, нарушениями речевой деятельности, обусловленные не сформированностью психофизических функций. По завершению курса коррекционно-развивающих занятий родители получают консультирование и рекомендации специалистов оказавших психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь ребенку. Целью консультативной деятельности создание социально-психологических условий для формирования и развития установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения, воспитания и развития ребенка, организация ситуации сотрудничества, позволяющей приобрести опыт конструктивного взаимодействия с ребенком. Консультации специалистов носили просветительский и профилактический характер. Часто педагоги отмечают необходимость продолжительной консультационной, коррекционно-развивающей работы, как с ребенком, так и с родителями (законными представителями) для формирования и развития ответственности родителей по отношению к проблемам обучения, воспитания и развития ребенка, для организации ситуации сотрудничества, позволяющей приобрести опыт конструктивного взаимодействия с ребенком. Таблица 12. Мониторинг движения обучающихся Центра за 2020-2021 учебный год Количество Закончили зачисленных на курс курс сопровождения сопровождения Продолжают курс сопровожден ия Не окончили курс сопровождения Отчислены за пропуски По заявлению родителей (услуги предоставл ены в ДОУ) По заявлению родителей( по семейным обстоятель ствам) 121 чел 60 чел 5 чел 8 чел 6 чел 42 чел Организационно – методическое направление деятельности Специалисты Центра в течении всего учебного года продолжали разрабатывать диагностический материал и пополнять методические копилки. 29 Специалистами Центра разработаны буклеты и рекомендации для родителей, которые представлены на сайте ГБОУ: 1. Адаптированные программы для обучающихся с задержкой психического развития 2. Как родители могут развивать речь ребенка в возрасте 1 года 3. Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности в самообслуживании 4. Рекомендации родителям по воспитанию детей с умеренной умственной отсталостью 5. Осторожно гаджет! 6. Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи 7. Психологические особенности детей старшего школьного возраста с ТНР 8. 10 простых советов логопеда 9. Развитие познавательных процессов у младших школьников 10. Советы для родителей: как развивать речевое дыхание у детей 11. Чем занять ребенка дома? 12. Упражнения для устранения саливации 13. Развиваем мышление ребенка 14. Развитие мелкой моторики у дошкольников 15. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н. 16. Развиваем речь играя «Артикуляционная гимнастика» 17. Учимся играя 18. Комплекс артикуляционных упражнений для губ 19. Игры и упражнения со звуками и словами 20. Развиваем речь, играя 21. Самоповреждающее поведение моего ребенка 22. Рекомендации для родителей, воспитывающих особенных детей Задачи Центра ППМСС на 2021-2022 учебный год: 1. Внедрить инновационную программу запуска речи у неговорящих детей. «Говори, малыш» Вайс Л.; 2. Продолжать разработку и введение новых форм мониторинга деятельности Центра ППМСС; 3. Активизировать просветительскую работы с родителями и педагогами образовательных учреждений по раннему выявлению нарушений развития детей и определению их образовательного маршрута. 30 Результаты деятельности Службы ранней помощи ГБОУ В 2020 году на базе ГБОУ открыта Служба ранней помощи. Служба ранней помощи является структурным подразделением ГБОУ СО «Верхнетагильский центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи » Ранняя помощь — комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, и направленных на: содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц. Оказание ранней помощи включает: — междисциплинарную оценку состояния и развития, условий проживания и воспитания ребенка; — разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи; — проведение совместных активностей с ребенком и семьей; — подбор и обучение ребенка различным способам коммуникации; — помощь родителям в освоении различных способов взаимодействия со своим малышом и специфических методов обучения ребенка с целью его оптимального развития; — помощь родителям в организации развивающего пространства в домашних условиях; — подготовка перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение. Специалисты Службы ранней помощи ГБОУ: Педагог – психолог Эрготерапевт Учитель-логопед Социальный педагог Врач-невролог Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того, чтобы избежать, либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка. 31 Таблица 13. Объем оказанных услуг в Службы ранней помощи за учебный год Количес тво обратив шихся семей 17 Консультир Услуги в ование рамках родителей ИПРП в период адаптации ребенка в образовате льном организаци и 2 3 Пролонги рованное консульти рование без составлен ия ИПРП Оказанные услуги Краткосроч Массаж ное предоставл ение услуг ранней помощи без составлени я ИПРП 12 0 Физио процедуры 3 Инъекции 3 2 Задачи Службы ранней помощи на 2021-2022 учебный год: Активизировать просветительскую работы с родителями детей раннего возраста и медицинскими работками городской больницы г. Верхний Тагил по раннему выявлению нарушений развития детей и оказанию своевременной помощи в рамка Службы ранней помощи учреждения; Продолжать участие в супервизии в рамках проекта ИРАВ г. Санкт-Петербурга «Доступная ранняя помощь»; Изучить, обобщить и внедрить опыт оказания услуг ранней помощи в дистанционном формате Подготовить выступление для специалистов Служб ранней помощи «Оказание услуг ранней помощи в дистанционной форме». 32 6. Анализ деятельности территориальной психолого-медикопедагогической комиссии за 2020-2021 учебный год Основные направления деятельности ТПМПК: Приближение доступных, качественных услуг специалистов ТПМПК непосредственно к месту обучения детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями. Оказание комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям с ОВЗ в Верхнетагильском и Кировградском городском округе, а также дальнейшее методическое сопровождение педагогов и специалистов детского дома-школы. Оказание помощи муниципальным образованиям и образовательным организациям организационно-методической, информационно-аналитической и нормативно-правовой в совершенствовании психолого-педагогического сопровождения и инклюзивного образования. Повышение квалификации и профессионального мастерства специалистов ТПМПК. В 2020-2021 учебном году в ТПМПК работу осуществляли 6 педагогических и 2 медицинских работника. № ФИО Должность 1. Сырвачева Е.В. руководитель ТПМПК, учитель-логопед 2. Яскин А.В. педагог-психолог 3. Тимкив Р.Р. учитель-дефектолог 4. Соловьева А.В. учитель-дефектолог 5. Киселева И.Е. педагог-психолог 6. Семенова О.Ю. социальный педагог 7. Баданина С.Н. врач-психиатр 8. Фомина М.А. врач-педиатр, врач-невролог Запросы родителей и педагогов, поступивших в ТПМПК за отчетный период, позволили выявить основные проблемы у детей, требующие внимания педагогов, психологов, медицинских работников и родителей: - нарушения в развитии познавательной деятельности; - нарушения в развитии речи; - нарушения в развитии эмоционально – волевой сферы у большинства детей, что проявлялось в выраженной школьной дезадаптации; - недостаточная мотивация к учебной деятельности детей и подростков; - сложности межличностного общения детей (со взрослыми в семье и сверстниками) и т.д. Проводя работу в 2020-2021 учебном году по выбранным конкретным направлениям деятельности, специалистам ТПМПК удалось добиться следующих результатов: 33 – отсутствие случаев нарушения прав детей, в том числе обучающихся по адаптированным программам, при обследовании обучающихся 9-х классов при оказании государственной услуги в ТПМПК; – дальнейшее развитие системы выполнения рекомендаций для оказания детям психолого-медико-педагогической помощи в организации их обучения и воспитания по результатам обследования в ТПМПК, в результате чего обучающиеся получают образование по адекватным адаптированным основным общеобразовательным программам; – повышение эффективности предоставления спектра образовательных, психологопедагогических и медико-социальных услуг, оказываемых семьям детей и ОВЗ; – совершенствование системы межведомственного взаимодействия по организации работы с детьми с ОВЗ, требующими психолого-медико-педагогического сопровождения; – снижение социально-психологической напряженности в ряде семей, находящихся на сопровождении специалистами ТПМПК, в отношениях родитель - ребенок с ОВЗ; – минимизация негативных воздействий на ЦНС при адаптации первоклассников и пятиклассников в школьной среде. В Верхнетагильском и Кировградском городском округе обследован контингент детей с ОВЗ для начала обучения в 1-м и 5-м классах; – проведение методических семинаров и совещаний по различным направлениям психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. В 2020-2021 учебном году в ТПМПК обследовано 354 человека, из них: - ГО Верхний Тагил – 146 человек, - Кировградский ГО - 204 человека, - ГО Невьянский - 2 человека, - г. Екатеринбург – 1 человек; - Асбестовский ГО – 1 человек. Из 354 обследуемых - 21 человек, имеют категорию «ребенок-инвалид». Из 354 детей обследованы первично - 193 ребенка, повторно – 161 ребенок. Рекомендованы занятия со специалистами: - с педагогом – психологом - 323 человекам, - с учителем-логопедом - 318 человекам, - с учителем-дефектологом - 279 человекам. В 2020-2021 учебном году было обследовано 38 обучающихся начальной школы ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП». Консультационно-диагностическое направление Специалистами ТПМПК проводилась работа по раннему выявлению детей с проблемами в развитии и оказанию им своевременной помощи. Во всех случаях обращений 34 были даны рекомендации по определению образовательной программы для детей дошкольного и школьного возраста, предложена консультативная и коррекционноразвивающая помощь специалистов. Основные виды консультационно-диагностических услуг: – Выявление индивидуальных особенностей развития, личностных особенностей и возможностей ребенка, рекомендации по уточнению, а в отдельных случаях, и изменению программы обучения. – Диагностика уровня развития познавательной деятельности и интеллектуальных способностей ребенка, оценка его психической зрелости и готовности к школьному обучению – Консультации социального педагога по правовым вопросам оказания социальной помощи. – Консультации в период подготовки выпускников к экзаменам. – Медицинская диагностика соматического здоровья и особенностей нервнопсихической деятельности. За отчетный период проведено всего – 282 консультации для родителей (законных представителей) и детей. Из них - учителем-логопедом проведено – 63 консультации; - учителем - дефектологом – 90 консультаций; - педагогом-психологом – 71 консультация; - врачом неврологом, врачом - психиатром – 265 консультаций; - социальным педагогом – 58 консультация. Социальным педагогом проведено анкетирование - 354 родителей. Консультативная помощь по вопросам обучения, воспитания, коррекции нарушений развития детей с ОВЗ осуществлялась и для работников образовательных организаций Кировградского и Верхнетагильского городских округов. Всего для педагогов проведено 18 консультаций (руководитель ТПМПК Сырвачева Е.В.). В 2020-2021 учебном году специалисты ТПМПК принимали участие в сопровождении ФГОС для детей с ОВЗ. Согласно перечню мероприятий в течение учебного года специалистами ТПМПК были проведены: - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся и динамики их психологического развития в процессе обучения; - разработка, при необходимости, индивидуальной образовательной программы развития ребёнка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС; 35 - создание специальных психолого-педагогических условий для обучения школьников с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося; - оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, реализующим требования ФГОС; - оказание психолого-педагогической помощи родителям. В 2020-2021 учебном году осталась актуальной проблема обучения в образовательных организациях детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам, несмотря на то, что созданы условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи в специальных школах и в специальных классах общеобразовательных школ. Причина тому – нежелание родителей отдавать своих детей в коррекционное учреждение либо в специальные классы. Поэтому некоторые дети продолжают обучаться в общеобразовательных школах Кировградского и Верхнетагильского городских округов. В Верхнетагильском городском округе с 01.09.2020 г. и по 01.09.2021г. года был подготовлен контингент детей для обучения в пятом классе по АООП для детей с задержкой психического развития, родителям которых были даны рекомендации для обучения по коррекционным программам различной направленности. Отмечается также недостаточный уровень разъяснительной работы специалистов ДОУ и школ по целям прохождения ПМПК, недостаточное информирование родителей о деятельности комиссии (иногда выясняется, что родители не знают и не понимают, для чего их детей отправили на ТПМПК). Рекомендации ТПМПК выполняются в некоторых случаях не в полном объеме. Преодоление вышеперечисленных проблем обучения детей с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в следующем учебном году специалистами ТПМПК представляется возможным через решение следующих задач: - создание, совместно с муниципальными образовательными учреждениями адаптивной образовательной среды, соответствующей становлению индивидуальности ребенка с ОВЗ, формированию его психологической готовности к осознанной жизни в обществе и создание психологических условий для развития интеллектуальных и личностных качеств каждого ребенка, исходя из его потенциальных возможностей (сопровождение учащихся); - просвещение педагогов и родителей. Организационно-методическое направление В течение 2020 – 2021 учебного года специалисты ТПМПК принимали участие в методической работе, повышали свою квалификацию, обменивались опытом работы. 36 Семинары, конференции, вебинары, собрания, круглые столы и т.д.: - Участие с вебинаре «Летняя школа психологов» Центр ЦППМСП «Ресурс» педагоги психологи: Семенова О.Ю., Киселева И.Е. (29.09.2020) - Участие в семинаре «Инклюзивное образование» для педагогов, родителей и специалистов ТПМПК (22.10.2020 г.). Приняли участие все специалисты ТПМПК. - Участие в конференции «Семья особого ребенка» учитель-дефектолог: Тимкив Р.Р. Институт коррекционной педагогики РАО г. Москва (19.11.2020 г.) - Конференция «Образование нового времени» учитель-дефектолог: Тимкив Р.Р. Академия жизни (22-27.11.2020 г.) - Участие в летней школе психологов «Практика психологической работы. Только лучшее». Педагоги-психологи Киселева И.Е. Семенова О.Ю. ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» (08.10.2020г.) - Участие в «Межрегиональном онлайн-семинаре для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий» Рук. ТПМПК Сырвачева Е.В., соц. педагог, Семенова О.Ю. учитель-дефектолог Соловьева А.В., учитель-дефектолог Тимкив Р.Р., педагог-психолог Киселева И.Е. (30.11.2020г.) - Проведение окружного вебинара для родителей обучающихся с ОВЗ «Создание условий для обучения детей с задержкой психического развития» Рук. ТПМПК Сырвачева Е.В. Учитель-дефектолог Соловьева А.В. учитель-дефектолог Тимкив Р.Р. Врач-невролог Фомина М.А. (16.12. 2020 г.) - Участие в вебинаре «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в дистанционном формате». Центр «Ресурс». Учитель дефектолог Соловьева А.В., тьютор Бойматова М.Д., учитель-логопед Сырвачева Е.В., соц. педагог Семенова О.Ю., педагогпсихолог Киселёва И.Е. (24.02.2021). - Участие в зимней школе психологов «Возможности психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их родителей в период самоизоляции и пандемии». Педагоги-психологи Киселева И.Е. Семенова О.Ю. ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» (28.01.2021 г.) - Участие в обучающихся с вебинаре «Организация психолого-педагогического сопровождения особыми образовательными потребностями в соответствии рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии». Центр «Ладо». с Учитель дефектолог Соловьева А.В., тьютор Бойматова М.Д., учитель-логопед Сырвачева Е.В., соц. педагог Семенова О.Ю., педагог-психолог Киселёва И.Е. (26.02.2021) г. - Участие в семинаре-совещании: «Актуальные вопросы деятельности Психологомедико-педагогических комиссий». ЦПМПК (центр-«Ресурс») Приняли участие: рук. 37 ТПМПК Сырвачева Е.В., соц. педагог: Семенова О.Ю., учитель дефектолог Соловьева А.В., педагог-психолог Киселёва И.Е. (17.03.2021 г). - Участие в вебинаре «Первичное и углубленное психолого-педагогическое обследование обучающихся с умственной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития» Рук. ТПМПК Сырвачева Е.В., соц. педагог: Семенова О.Ю., учитель - дефектолог Соловьева А.В., педагог-психолог Киселёва И.Е., тьютор Бойматова М.Д. (22.04.2021 г). - Выступление на семинаре «Преемственность при переходе обучающихся с ЗПР с уровня начального общего образования на ступень основной школы» рук. ТПМПК Сырвачева Е.В. (21.042021). - Участие в семинаре «Преемственность дошкольного и начального образования обучающихся с ОВЗ» ГБОУ СО Новоуральская школа №2 (19.04.-27.04.2021г.) . Учительдефектолог Соловьева А.В.(05.04-25.04.2021г.) - Участие в вебинаре «Особенности определения специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»рук. ТПМПК Сырвачева Е.В., соц. педагог: Семенова О.Ю., учитель - дефектолог Соловьева А.В., педагог-психолог Киселёва И.Е., тьютор Бойматова М.Д. (14.05.2021 г). Таким образом, в 2020-2021 учебном году, были сохранены условия качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществлялось психологопедагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса. В 2021-2022 учебном году необходимо уделить внимание решению следующих задач: - дополнить банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и их образовательных потребностях; - продолжать совершенствовать систему мониторинга результативности профессиональной деятельности педагогов психологов, социальных педагогов и других специалистов, оказывающих психолого-педагогическую поддержку педагогического процесса; - содействовать образовательным учреждениям в создании системы психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ФГОС ОВЗ; - проводить освещение деятельности специалистов ТПМПК в средствах массовой информации. 38 Выводы о результатах деятельности педагогического коллектива в 2020 – 2021 учебном году: 1. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение способствует созданию оптимальных условий для формирования и развития базовых компетенций детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной социализации и адаптации в обществе. 2. Уровень организации образовательного процесса всего учреждения в целом удовлетворительный. 3. Работа по психолого-педагогическому просвещению родителей имеет положительные результаты. Несмотря на использование разнообразных форм работы с родителями (законными представителями), необходимо продолжать работу по правовому просвещению, по формированию детско-родительских отношений. 4. Необходимо развивать коррекционно-развивающее пространство, дополнительно создавать условия обеспечивающие коррекцию и компенсацию недостатков в психофизическом развитии несовершеннолетних, в том числе в раннем возрасте от 0 до 3-х лет. Директор Максаева О. 39