Программа воспитания ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи»

Принято Советом ГБОУ СО
«Верхнетагильский
центр
психологопедагогической, медицинской и социальной
помощи»
Протокол №8 от «09» августа_2021г.

Утверждено
приказом директора
ГБОУ СО «Верхнетагильский
Верхнетагильский
центр
педагогической, медицинской и
помощи»
№219-од от «_11_»_августа_2021г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Верхний Тагил, 2021

психологосоциальной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учреждения

воспитания

Свердловской

общеобразовательные

государственного
области,

программы

бюджетного

реализующего

«Верхнетагильский

общеобразовательного

адаптированные

центр

основные

психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи» (далее ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»)
является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования
ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП». Программа показывает, каким образом
педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по учебной работе,
воспитатель, тьютор и др.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС начального общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ц енностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программы воспитания ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» включает в себя
четыре основных раздела:
- I Раздел «Особенности организации воспитательного процесса», описание специфики
деятельности учреждения в сфере воспитания. Здесь размещена информация: о специфике
расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного
или отрицательного влияния на детей, партнерах школы, особенностях контингента учащихся,
принципах и традициях воспитания.
- II Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи.
-III Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», показывает, каким образом
будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный состоит из
нескольких модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач
воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Модули:


«Ключевые общешкольные дела»,



«Классное руководство»,
2



«Курсы внеурочной деятельности»,



«Школьный урок»,



«Самоуправление»,



«Организация предметно-эстетической среды»,



«Работа с родителями».

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в
системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций
в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
- IV Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает,
каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной
работы.
К программе воспитания ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» прилагается
ежегодный календарный план воспитательной работы.

3

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» основывается на
следующих

принципах

взаимодействия

педагогов

и

обучающихся

образовательного

учреждения:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными

традициями воспитания в образовательной организации являются

следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой

фигурой

воспитания в

школе

является классный

руководитель,

реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую функции.
4

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ГБОУ СО «Верхнетагильский
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям ( то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим особенно важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию, если это возможно. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели воспитания.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
5

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие— не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться
к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
6

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1)

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

поддерживать традиции их организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)

вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,

работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)

использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать

использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)

развивать

предметно-эстетическую

среду

школы

и

реализовывать

ее

воспитательные возможности;
6)

организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными

представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач

позволит

организовать в

школе

интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.

7

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания в ГБОУ СО «Верхнетагильский центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся
и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:


социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

школьниками
патриотической,

и

педагогами
трудовой

комплексы

дел

направленности),

(благотворительной,

ориентированные

на

экологической,
преобразование

окружающего школу социума.


проводимые совместно с семьями учащихся, с учащимися других образовательных

организаций ГО Верхний Тагил, Горнозаводского округа, спортивные состязания, праздники,
фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.


участие во всероссийских, областных и городских акциях, посвященных значимым

отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:


общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,

музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
- День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из
серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое
8

значение этот день имеет для учащихся 1-х и 4-х классов, закрепляя идею
наставничества, передачи традиций.
- Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры,
соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием
условий для формирования и развития универсальных учебных действий и
повышением интереса к обучению в целом.
- «Новогодний калейдоскоп» – общешкольное коллективное творческое
дело, состоящее из серии отдельных дел (мастерская «Деда Мороза, конкурс
«Новогодняя игрушка», новогодние праздники для учащихся разных классов),
в котором принимают участие все учащиеся, педагогики и родители. Это КТД
способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы,
формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности,
коллективного поведения; чувства доверия и уважения друг к другу,
улучшения взаимосвязи родителя и ребёнка, педагогов и учащихся.
- «Школьная спартакиада» – комплекс соревнований (Кросс Нации,
День здоровья, Веселые старты; мини-футбол, лёгкая атлетика), направленный на
формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения
здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений.
- «Я помню! Я горжусь!» цикл мероприятий, акций приуроченных к празднованию
Победы в Великой Отечественной войне 9 мая, направленный на формирование духовнонравственных ценностей, любви к Родине, уважения к людям старшего поколения.
- «Ученик года» - церемония награждения (по итогам года) школьников за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию
чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность
педагога и школьников начального уровня заключается в развитии познавательной,
творческой, социально-активной видах деятельности путем стимулирования детей к
участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц.
 система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы,
имеющих общешкольное значение:
- «Посвящение в первоклассники» – торжественная церемония, символизирующая
9

приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника;
- «Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах;
- «День именинника» – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на
уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов.
- Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных
качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства
сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к
материнскому труду, любви к матери.
- Классный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит
совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-родительских
проектов.
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела класса, школы в одной
из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в

освоении навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:


инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,

оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
10

дел



организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных

с

учащимися

вверенного

ему

класса

(познавательной,

трудовой,

спортивно-

оздоровительной, духовно-нравственной, творческой), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.


сплочение

коллектива

класса

через:

игры

и

тренинги

на

сплочение

и

командообразование; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным
психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
11

спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
педагогом-психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса
и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение

учителей,

специалистов

психолого-медико-педагогического

сопровождения к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше
узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение

учителей,

специалистов

психолого-медико-педагогического

сопровождения к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле
обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание

на

занятиях

курсов

внеурочной

преимущественно через:
12

деятельности

осуществляется

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным

проблемам

нашего

общества,

формирующие

их

гуманистическое

мировоззрение и научную картину мира.
- Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
- Объединение дополнительного образования «Робототехника»
Художественное и музыкальное творчество. Курсы внеурочной деятельности,
создающие

благоприятные

условия

для

социальной

самореализации

школьников,

направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственное развитие.
- Объединение дополнительного образования художественной направленности ИЗОстудия «Радуга».
- Объединения дополнительного образования музыкальной направленности «Музыка»,
«Ритмика».
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
- Секции - «Спортивные игры», общефизическая подготовка (ОФП), дзюдо.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
13

- Объединение дополнительного образования «Лоскутное мастерство»
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
- Внеурочный курс«Подвижные игры на улице (игры народов мира)», развивающий
двигательную

активность,

ловкость,

сообразительность,

быстроту,

внимательность

обучающимся начальной школы предлагается внеурочный курс.
Актуальность и востребованность данного курса трудно переоценить. Современный
ребенок, чаще всего ограниченный в движении и вынужденный достаточно много времени
проводить за партой или компьютером, нуждается в движении.
Это важно и для его здоровья, и для сохранения и поддержания положительных эмоций.
Еженедельные игры

на

улице

снимают часть

ограничений

и

в

области

живого

непосредственного общения со сверстниками.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:


установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;


побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,

правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;


привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;


использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
14

полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;


включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;


организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими

одноклассниками,

дающего

школьникам

социально

значимый

опыт

сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских, творческих проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы,
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык
выступления перед классом и защиты проекта.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших
классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.
Детское

самоуправление

в

ГБОУ

СО

«Верхнетагильский

центр

психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи» осуществляется следующим образом
На уровне школы:
С 1 по 4 класс школьники входят в детское объединение «Школьная республика»,
целью которого является формирование активной жизненной позиции на основе гуманных
ценностей; развитие, становление и совершенствование личности. Возглавляет объединение
совет командиров. Совет командиров заседает 1 раз в четверть. Состоит из лидеров классных
коллективов и действует в течение учебного года. Является постоянно действующим
школьным активом, инициирующим и организующим проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
На уровне классов:
15



через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса

лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах;


через

организацию

на

принципах

самоуправления

жизни

детских

групп,

отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых
среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:


через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ

общешкольных и внутриклассных дел;


через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций

по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка в ГБОУ СО «Верхнетагильский центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой как:


оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,

залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;


размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ

школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их
с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);


озеленение

оборудование

во

пришкольной
дворе

школы

территории,
спортивных
16

разбивка
и

игровых

клумб,

тенистых

площадок,

аллей,

доступных

и

приспособленных для школьников,

оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих

разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха.


Социально-значимый проект «Цветок к цветку» - озеленение школьного интерьера с

использованием комнатных растений; работа с определителем растений, подготовка табличек с
названием растения и его описания. Привлечение преподавателей, учащихся к посадке цветов,
растений (в том числе, выращивание цветочной рассады), к созданию клумб, цветников,
поддержанию чистоты территории учреждения, способствует формированию бережного
отношения школьников к живой природе, а также приучает их к созидательному труду.


Проект «Открытая библиотека» - создание зон для самостоятельного чтения на 2 и 3

этажах школы со стеллажами свободного книгообмена, на которых желающие дети, родители
и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для
чтения любые другие. Участие ребенка в таком проекте позволит ему приобрести навыки
бережного отношения к книге, поможет сформировать вкус к чтению, научит возвращать
чужие вещи и делиться своими собственными.
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя
со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок);
 акцентирование

внимания

школьников

посредством

элементов

предметно-

эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями

в

ГБОУ

СО

«Верхнетагильский

центр

психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи» осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
17

 консультирование родителей, на которых обсуждаются вопросы особенностей
развития и воспитания детей, в том числе детей с ОВЗ, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от психологов, врачей, социальных педагогов и обмениваться собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания детей.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых вопросов и
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в психолого-медико-педагогических консилиумах, связанных с
обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.

18

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы осуществляется в ГБОУ СО «Верхнетагильский
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» по выбранным
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и

разнообразие

деятельности, характер

общения

и

отношений

между

школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
-

принцип

разделенной

ответственности

за

результаты

личностного

развития

школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого воспитательного процесса могут
быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями. Способом получения информации о
результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
19

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе

интересной,

событийно

насыщенной

и

личностно

развивающей

совместной

деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения начальной школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».