Утверждено приказом директора ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» № 219-од от 14.08.2024г. Учебный план начальное общее образование на 2024/2025 учебный год 1–4 классов для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) (1а класс, 2а класс, 4а класс) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю I II III Всего часов IV Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика 5 4 4 5 4 2 4 5 4 2 4 5 4 2 4 20 16 6 16 Окружающим мир 2 2 2 2 8 Основы светской этики - - - 1 1 Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 4 4 4 8 Итого 20 22 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 22 23 87 Информатика Физическая культура 1 23 8 1 23 9 23 10 1 2 90 35 1 4 3 1 1 1 31 1 4 4 1 2 1 32 1 4 5 1 2 1 1 33 4 16 20 4 6 2 1 2 125 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 Внеурочная деятельность (включая 8 коррекционно-развивающую область): Коррекционно-развивающая область Ритмика Коррекционно-развивающие занятия Внеурочная деятельность Разговоры о важном Орлята России Учись учиться Информатика Лапта Общее количество часов 1 4 3 1 1 1 29 Пояснительная записка к учебному плану ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» на 2022/2023 учебный год Учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Учебный план начального общего образования ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП" разработан на основе нормативно-правовых документов: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещенияРФот31мая2021 г.№ 286“Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 Федеральной образовательной программой начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденной Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762) СанПиН 2.4.2.3286–15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельностипоосновнымобщеобразовательнымпрограммам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитациюиреализующихобразовательныепрограммыобщегообразованияобразовательн ых учреждениях» (с изменениями); Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденным приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 №858; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); Письмом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 года №08–761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Учебный план определяет: состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения); общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся; распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный план ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП" представлен для начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития по программе АООП вариант 7.1., АООП вариант 7.2. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана обеспечивает базовую подготовку учащихся по следующим областям знаний: Русский язык и литературное чтение, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Физическая культура, Искусство, Технология. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей, отражающие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приведены в таблице: N п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания 1 Русский язык и Формирование первоначальных представлений о литературное русском языке как государственном языке Российской чтение Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 3 Иностранный язык 4 Математика и Развитие математической речи, логического и информатика алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 5 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме 6 Основы Воспитание способности к духовному развитию, религиозных нравственному самосовершенствованию. Формирование культур и первоначальных представлений о светской этике, об светской этики отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 7 Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 8 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 9 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано: - на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части – в 1-4 классах на русский язык по 1 часу; - на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии – во 2–4 классах на изучение курса информатика по 1 часу для формирования логического мышления, воображения, первоначальных представлений о компьютерной грамотности; Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Для обучающихся 1–4 классов внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, на которые отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе: - выбор оптимальных для развития ребенка с задержкой психического развития коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей в обучении; - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; - коррекция и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения; - социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во второй половине дня и не входят в максимальную недельную нагрузку. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Предельно допустимая нагрузка в учебном плане соответствует СанПиН 2.4.2.328615 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Максимальная недельная нагрузка в 1 классе составляет 21 час при пятидневной учебной неделе, что соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10». Максимальная нагрузка во 2-4 классах при пятидневной учебной неделе – 23 часа. Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической литературой и учебными пособиями, рекомендованными и допущенными для работы Министерством просвещения России. При составлении расписания уроков учитывается дневная и недельная динамика работоспособности детей с задержкой психического развития. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 298758671356317544631232521185682992068791923347 Максаева Оксана Владимировна С 02.02.2024 по 01.02.2025