Информатика

MlrHIr
Mu

nu

C

TEp CTB O rIP o

C

BE IU EH

vIfl

P

O Ccr4fr

cre pcrBo o6 paso na r.lafl. kr M oJI oAe?Knofi

CKOfr on4EPAqr4II

uolurl{

KIr CnepA.noscKofi

o6lacrn

IEOy

CO 

COfNACOBAHO

YTB

3aM.AnpeKropa no YBP

[upe

o6'senul'l,esus.

(B

IIIIM

20zs r,

llauauaena A.IO.
<<32

>>

PAEOIIA-fl fIPOTPAMMA

yue6noro rpeAMera dlnQopMaruKa>
4nx o6yuaroqr4xcr c 3aAepxrofi lczxraqecKofo pa3BIdTLIt
2

- 4 KJIaccoB

Bepxnufi

Tarul 2023

Пояснительная записка к рабочей программе курса информатики и ИКТ по
учебному курсу
«Информатика» (УМК «Школа России»)
2 -3 класс
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования для обучающихся с ЗПР, а также адаптированной
основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся
с ЗПР. В программе учтены особенностей первой ступени общего образования, а также
возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке
программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные
различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторики и т. п.
Рабочаяпрограмма по информатике для 2- 3 класса к учебному курсу “Информатика”
А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов:
 Закон РФ «Об образовании»;
 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 286)
 Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598)




Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в
образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные
образовательные программы начального общего образования для обучающихся
ЗПР;
Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л
Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2020 год.

На изучение информатики и ИКТ в 2 – 3 классах отводится 34 учебных часа, из расчета 1
час в неделю. Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом
полугодии).
Общая характеристика учебного предмета
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в
структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала
определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы
вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и
объёма, причём мнения высказывались самые разные.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое
и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных
фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые
вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств
выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического
потенциала общества.
Целью начального обучения информатике в нашей школе является - воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в
частности
приобретение учащимися информационной
и
коммуникационной
компетентности.
Задачи изучения курса:
1) образовательные
Научить:

• работать в рамках заданной среды программирования;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать
необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную
цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
2) воспитательные
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений
в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских,
творческих проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, навык выступления перед
классом и защиты проекта.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебнометодического комплекта:
Для учащихся:
 Информатика. 1 часть (Информатика ¾) Учебник для нач. шк. / Т.А.Рудченко, А.
Л. Семёнов,. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2019.










Информатика. Рабочая тетрадь. / Т.А.Рудченко, А. Л. Семёнов. — М.:
Просвещение: Ин-т новых технологий, 2019
Информатика. Тетрадь проектов. / Т.А. Рудченко, А.Л. Cемёнов.. — М.:
Просвещение: Ин-т новых технологий, 2019.
Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Школа
России Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение,
Институт новых технологий, 2019.
Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Школа
России Часть 3 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение,
Институт новых технологий, 2019.
Информатика. 3-4 классы. Рабочая тетрадь. Школа России Часть 2 / А.Л. Семенов,
Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. 3-е
изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2019.
Информатика. 3-4 классы. Рабочая тетрадь. Школа России Часть 3 / А.Л. Семенов,
Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. 3-е
изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2019.
Информатика. 3-4 классы. Тетрадь проектов. Школа России Часть 2 / А.Л.Семенов,
Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. –
М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2019.
Информатика. 3-4 классы. Тетрадь проектов. Школа России Часть 3 / А.Л.Семенов,
Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. –
М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2019.

Для учителя:
 Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.–
М.: Просвещение, 2019.
 http://www/learning.9151394.ru
 http://school-informatica.ru
Компьютерная составляющая
Компьютерная составляющая выложена на сайте Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) в рамках ИУМК
«Информатика 1 – 4». Электронная версия книги для учителя размещена на сайте:
www.int-edu.ru
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
• иметь представление о цепочке выполнения программ и дереве выполнения
программ, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить
программу по результату ее выполнения исполнителем;
• иметь представление об играх с полной информацией, правилах игры, цепочке
позиций игры, дереве игры;
• уметь использовать и строить дерево игры или часть дерева игры с полной
информацией;
• иметь представление о выявлении, построении и использовании выигрышных
стратегий в играх с полной информацией;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов
по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
• иметь представление о методе последовательного приближения;
• иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со скобками
и без скобок;
• иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.

Содержание курса. 2 класс
Правила игры
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью,
а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.
*Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным
портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Области (1 ч.)
Подсчёт областей в картинке.
Цепочка (7 ч.)
Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с
конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия,
связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий
после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней
недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года.
Мешок (2 ч.)
Мешок бусин цепочки.
Основы логики высказываний (4 ч.)
Понятия есть/нет для элементов цепочки. Понятие все разные. Истинные и ложные
утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного
объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Язык (6 ч.)
Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты). Слово как цепочка букв.
Именование, имя как цепочка букв и цифр. Знаки в русском тексте: знаки препинания.
Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь.
Основы теории алгоритмов (в течение всего года)
Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.
Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма
подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в
учебном словаре.
Математическое представление информации (2 ч.)
Двумерная таблица для мешка – использование таблицы для классификации объектов по
одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта
букв и знаков в русском тексте.
Решение практических задач (4 ч.)
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с
использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект
«Разделяй и властвуй»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект
«Буквы и знаки в русском тексте»).
Построение календаря на текущий год, отмечать в этом календаре государственные,
семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке,
использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года (проект «Мой
календарь»)
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач (3 ч.)
Контрольная работа (3 ч.)
Место курса в учебном плане
Информатика в курсе для 2 класса изучается по одному часу в неделю, 34 часа в год

Планируемые результаты
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, готовить своё выступление и
выступать графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных
объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
1) владение базовым понятийным аппаратом:
· цепочка (конечная последовательность);
· мешок (неупорядоченная совокупность);
· одномерная и двумерная таблицы;
· утверждения, логические значения утверждений;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач:
· выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, мешка;
· проведение полного перебора объектов;
· определение значения истинности утверждений для данного объекта;
понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе
включающих понятия:

все/каждый, есть/нет, всего, не;
· использование имён для указания нужных объектов;
· использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе
словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
· сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе
расположение слов в словарном порядке;
· выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или
учебной задачи;
· построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для
представления информации.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса
В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные
программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями
после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному
описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и
избыточном толковании;
• использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его
двумерной таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек,
раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их
описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий,
создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь
представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа
разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо
компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая
перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего
требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы,
фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и
систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.
Образовательные технологии







Технология личностно-ориентированного обучения
Коллективные и групповые способы обучения
Технология проблемного обучения
Поисковые модели обучения
Игровые технологии
Компьютерные (информационные) технологии








Технические средства обучения
Рабочее место ученика (ПК, мышь, клавиатура).
Интерактивная панель/доска.
Колонки.
Принтер
Сканер
Графический планшет
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция
Общекультурная
компетенция
Социально-трудовая
компетенция
Коммуникативная
компетенция
Ключевая компетенция
Компетенция в сфере
личностного определения

Виды контроля:
 вводный
 текущий
 тематический

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых
компетенций учащихся
Способность и готовность:
- извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний
Способность и готовность:
- включаться в социально-значимую деятельность;
- организовать свою работу
Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- овладение навыками неконфликтного общения
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых
компетенций учащихся
Способность и готовность:
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове
собственное мнение
Формы контроля:
 фронтальный опрос
 индивидуальный опрос
 самостоятельные работы
 контрольные работы
 обобщение в игровой форме

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при
изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных
технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
выставляете отметка:
 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;
 «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
 «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
 «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание
основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на
отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной
части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
Планируемые результаты освоения предмета
3 КЛАСС
Личностные результаты
У обучающегося сформируется:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- критического отношения к информации и избирательность её восприятия;
- уважения к информации о частной жизни и информационным результатам
других людей;
- осмысления мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями.

Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
Регулятивные УУД:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Познавательные УУД:
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- овладению начальными сведениями о сущности и особенностях информационных
объектов, процессов и явлений действительности;
- овладению базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Коммуникативные УУД
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
Обучающийся получит возможность научиться:
Регулятивные УУД:
- овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме;
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
- использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Коммуникативные УУД:
- активное использовать речевых средства и средства в информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- владению базовым понятийным аппаратом:
•
цепочка (конечная последовательность);
•
мешок (неупорядоченная совокупность);
•
одномерная и двумерная таблицы;
•
утверждения, логические значения утверждений;
- выделять ,строить и достраивать по системе условий: цепочки, мешка;
- проведению полного перебора объектов;
- определять значения истинности утверждений для данного объекта;

- понимать описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том
числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- сортировать и упорядочивать объекты по некоторым признакам , в том числе
располагать слова в словарном порядке;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать справочный материал для поиска нужной информации, в том числе
словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- выполнять инструкции и алгоритмы для решения некоторой практической или
учебной задачи;
- построению и использованию одномерных и двумерных таблиц, в том числе для
представления информации;
- использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
Содержание учебного предмета
3 класс
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности объектов. Одинаковые и
разные цепочки. Общий порядок бусин в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т.
п., последний, предпоследний. Частичный порядок объектов в цепочке – понятия:
следующий/предыдущий, идти раньше/ идти позже, второй перед, третий после и т. п.
Понятия перед каждой и после каждой для объектов в цепочке. Длина цепочки как число
объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка
чисел. Операция склеивания цепочки цепочек. Операция раскрытия цепочки мешков.
Деревья
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и
предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева.
Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева.
Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления
арифметического выражения.
Исполнитель Робот
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки
в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания.
Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях.
Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное
толкования. Решение лингвистических задач
Склеивание мешков цепочек
Понятие мешка как неупорядоченной конечной структуры (мультимножества).
Одинаковые и разные мешки. Проект «Одинаковые мешки» – поиск одинаковых мешков в
ситуации большого количества объектов и мешков. Понятие мешок бусин цепочки.
Понятия все/каждый для элементов мешка. Понятия есть/нет для мешка. Классификация
объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка.
Цепочка мешков
«Угадай задуманную букву» — экспериментальное построение метода деления пополам.
«Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка
выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии.

Календарно-тематическое планирование по информатике
2 класс
№ Наименование разделов и №
п/п тем уроков
п/п
1

Раскрась как хочешь.
Правила раскрашивания.
Цвет.

1

Дата Характеристика основных видов деятельности
учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Строить логически грамотные рассуждения,
устанавливать причинно-следственные связи.
Определять истинность утверждений об элементах,
цепочках, мешках. Выделять, достраивать, строить
цепочку (мешок), соответствующую набору
утверждений и их значений истинности
Личностные:

2

Области.

1

3

Одинаковые. Разные.

1

4

Обведи.Соедини.

1

5

Бусины. Одинаковые
бусины. Разные бусины.

1

6

Проект «Разделяй и
властвуй».

1

- ценностно-смысловая ориентация
Знакомиться с важнейшими информационными
учащегося;
понятиями, работать по алгоритму. Считать число
областей картинки, используя формальный алгоритм - действие смыслообразования;
Осваивать знаковую систему языка – анализировать
слово как цепочку знаков. Выделять, строить и
достраивать слово по описанию. Именовать объекты,
использовать имена для указания объектов. Строить
рассуждения, включающие понятие «все разные» и
имена объектов.

- нравственно-этическое оценивание;

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения
Коммуникативные:
задач со сверстниками, использовать групповое
разделение труда, использовать речевые средства для - умение выражать свои мысли;
решения задачи, вести диалог и др. Находить две

одинаковые фигурки в большом наборе очень
похожих фигурок. Применять общие
информационные методы для решения задачи
(использовать метод разбиения задачи на подзадачи).
Классифицировать предметы по одному, двум и более
признакам. Использовать трафареты для
классификации по двум признакам
7

Нарисуй на окне. Вырежи 1
и наклей на окно.

8

Все, каждый. Буквы и
цифры..

1

9

Контрольная работа №1.

1

10

Цепочка: бусины в
цепочке.

1

11

Сколько всего областей.

1

Знакомиться с важнейшими информационными
понятиями, строить графические, знаковосимволические и телесные модели в виде цепочек.
Выделять утверждения, которые не имеют смысла
для данного объекта. Выделять, достраивать и
строить цепочку по описанию, содержащему
понятия, характеризующие порядок элементов: с
конца, раньше/позже, в том числе избегая ситуаций
бессмысленности утверждений. Строить логически
грамотные рассуждения, избегая ситуаций
бессмысленности утверждений.

- разрешение конфликтов, постановка
вопросов;
- управление поведением партнёра: контроль,
коррекция

Регулятивные:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;

Работать в компьютерной среде: осваивать способы
- коррекция;
решения задач творческого характера (построение
объекта с учётом готовых элементов). Работать в
стандартном графическом редакторе. Изготавливать - оценка качества и уровня усвоения;
открытку с помощью основных инструментов
графического редактора и набора готовых элементов Познавательные: общеучебные:
12

Истинные и ложные
утверждения.

1

13

Есть-нет.

1

Осваивать знаково-символическую систему русского - умение структурировать знания;
и иностранных языков — анализировать систему
- смысловое чтение;
букв и знаков русского языка (знаков препинания),
знакомиться с буквами латинского алфавита,

14

Одинаковые цепочки.
Разные цепочки.

1

15

Бусины в цепочке.

1

16

Контрольная работа 2.

1

17

Выравнивание, решение
трудных задач.

1

18

Алфавитная цепочка.
Слово.

1

19

Раньше-позже.

1

Знакомимся с римской нумерацией чисел, решаем
задачи

2

Знакомиться с важнейшими информационными
понятиями, строить графические, знаковосимволические и телесные модели в виде цепочек,
мешков, таблиц. Строить мешок бусин цепочки.
Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку её
бусин и описанию, содержащему понятия частичного
порядка. Проводить классификацию объектов с
использованием таблицы. Заполнять двумерную
таблицу для данного мешка. Строить мешок по его
двумерной таблице. Приобретать навыки адаптации в
окружающем мире: строить календарь на текущий
год, отмечать в этом календаре государственные,
семейные праздники и памятные даты,
упорядочивать даты в календарном порядке,
использовать календарь для получения информации о

202 Имена. Если бусина не
1
одна. Если бусины нет.
22
23

Проект «Буквы и знаки в
русском тексте».

2

24

Словарь.

1

25
26

Бусины в цепочке.

2

27

Мешок.

1

28

Одинаковые и разные
мешки.

1

29
30

Мешок бусин цепочки.

2

упорядочивать русские и латинские буквы по
- знаково-символическое моделирование;
алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в
учебном словаре определённое слово, слово по
- выделение и формирование учебной цели;
описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с
важнейшими информационными понятиями,
работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в
тексте с использованием формального алгоритма

Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения

31

Таблица для мешка
(одномерная).

1

32

Решение задач.

1

33

Контрольная работа №3.

1

34

Выравнивание. Решение
трудных задач.

1

месяцах и днях года

Тематическое планирование (34 ч)
3 класс
№
1

2

3

Раздел
Цепочка (4 ч)

Деревья (4 ч)

Исполнитель Робот (5 ч)

Тема
Длина цепочки.
Цепочка цепочек.
Таблица для мешка (по двум признакам).

Всего часов
1
1
1

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.
Уровень вершины дерева

1
2

Проект «Одинаковые мешки».
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

1
1

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

1

4
Склеивание мешков цепочек
(21 ч)

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

2

Проект «Лексикографический (словарный) порядок».

1

Склеивание цепочек.

2

Контрольная работа 1.

1

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
Путь дерева.
Все пути дерева.

1
2
2

Деревья потомков.

1

Проект «Сортировка слиянием».

2

Робик. Конструкция повторения.
Склеивание мешков цепочек.

3
3

Таблица для склеивания мешков.

1

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.

1

Контрольная работа 2.

1

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

№

Изучаемый раздел,
тема учебного
материала

Количес
тво
часов

Календарно – тематическое планирование
3 класс

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Личностные
результаты

Основные виды учебной
деятельности
1
2

Длина цепочки
Цепочка цепочек

1
1

.Знакомство с понятием
цепочка цепочек.
Построение логических
грамотных рассуждений
и утверждений о цепочках
цепочек. Определение
истинности утверждений
о цепочках цепочек.
Заполнение двумерной
таблицы. Построение
мешка. Сопоставление
нескольких таблиц для
мешка.

3
4

Таблица для мешка
Проект «Одинаковые
мешки»

1
1

5

1

6

Словарный порядок.
Дефис и апостроф
Проект
«Лексикографически
й порядок»

1

Упорядочивание русских
слов по алфавиту

7

Дерево. Предыдущие
вершины

1

8
9

Уровень вершины
дерева

1

10

Робик. Команды для
Робика

1

Построение знаковосимволических моделей
реальных объектов в виде
дерева. Выделять и
строить дерево по
описанию
Знакомство с
алгоритмами. Понятие

Предметные результаты

УУД

Строить цепочку по
описанию «длина
цепочки. Уметь строить
знаково-символические
объекты в виде цепочек
Строить цепочки слов,
чисел по описанию

Строить логически
грамотные
рассуждения и
утверждения о
цепочках цепочек

Представление
информации о составе
мешков в виде сводной
таблицы

Обмениваться
информацией,
использовать общие
методы решения
задач
Поиск информации
по словарю,
анализировать
инфорацию о
размещении слов в
словаря

Построение логически
грамотных рассуждений
и утверждений о
деревьях

Определение
истинности и
ложности
утверждений.

Определение начального
положения Робика по его

Строить логически
грамотные

Умение работать в
группе,
сотрудничество, вести
диалог

Развитие
организованности,
усидчивости,
логического
мышления
Умение рассуждать,
отстаивать свою точку
зрения. Уважать
мнение других

Умение работать в

11

Программа для
Робика

1

12

Перед каждой
бусиной
После каждой бусины
Склеивание цепочек
Решение задач для
цепочек
Контрольная работа
№1
«Мешок. Дерево»
Выравнивание
трудных и
дополнительных задач
Проект
«Определение дерева
по веточкам и
почкам»

1

Путь дерева

2

Все пути дерева
Решение задач с
деревьями
Деревья потомков
Проект
«Сортировка
слиянием»

1
1

13
14
15
16

17

18

19
20
21
22
23
24

1
1
1
1

команда - исполнитель.
Исполнение команды для
Робика

программе и
заключительной позиции

Знакомство и понятием
«цепочка». Построение
цепочки по индуктивному
описанию. Склеивание
нескольких цепочек в
одну

Построение знаковосимвольных моделей
процессов. Строить
цепочки по описанию и
результату их
склеивания

рассуждения

группе,
сотрудничество, вести
диалог
Развитие
организованности,
усидчивости,
логического
мышления

Сопоставление
полученного
результата с
исходным объектом.
Проверять
правильность
получения
результата пошагово
Умение строить
знаковосимволические
модели реальных
объектов в виде
дерева

Развитие
ответственного
отношения к учению,
готовность к
саморазвитию на
основе мотивации к
обучению

1

1
Определять название
растения по его веточке

1
1

Построение дерева по
мешку его путей

Умение работать по
алгоритму с помощью
формального алгоритма

Работа в группе. Решение
задачи по сортировке и
упорядочиванию

Умение сортировать,
упорядочивать объекты

Умение работать по
алгоритму

Умение работать в
группе, использовать
групповое разделение

25

26
27

28
29
30
31
32

33

34

Защита проекта
«Сортировка
слиянием»
Робик.
Конструкция
повторением

1

труда, вести диалог

1
1

Склеивание мешков
цепочек
Решение задач для
мешков цепочек
Таблица для
склеивания мешков
Проект «Турниры и
соревнования», 1
часть
Контрольная работа
№ 2 «Путь дерева.
Робик»
Выравнивание,
решение
необязательных и
трудных задач

1

Развитие
ответственного
отношения к учению,
готовность к
саморазвитию на
основе мотивации к
обучению
Формирование
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития

Выполнение программы
для Робика

Умение строить
программы ,
включающие
конструкцию повторения

1
1
1

1

1

Выполнение операции
склеивания мешков
цепочек. Построение
мешков цепочек по
результату их склеивания

Умение заполнять
таблицы

Умение строить
знаково-символьные
модели
информационных
процессов.
Подсчитывание
очков,
распределение мест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».